Эксперты, работающие над поправками в Конституцию, доработали вызывающий противоречия документ. Что изменилось в тексте поправок после обсуждения с гражданским обществом?
Президент Алмазбек Атамбаев и лидеры парламентских фракций обсудили 29 августа новый вариант поправок в Конституцию, который был доработан экспертами с учетом замечаний.
По теме: Парламент возьмет одобренный Атамбаевым вариант поправок в Конститцию
Новый вариант документа был обнародован информагентством «АКИпресс». Что же в нём поменялось?
Статья 1: Норма о «высших ценностях» перешла в преамбулу
Статья 1 Конституции теперь остается без изменений — в предыдущей версии поправок эту статью предлагалось дополнить «высшими ценностями», вроде «нравственности, семьи, детства, отцовства и материнства».
Эта норма о «высших ценностях» критиковалась за размытость и нечеткость определений. Теперь эти «ценности» перешли в преамбулу, которая не имеет нормативной силы, но отражает дух Конституции и идеологию народа.
Статья 72: Депутатский мандат сохраняют премьер-министр и его первый заместитель
В предыдущей версии депутатский мандат сохранялся за всеми заместителями министра, а не только за первым вице-премьер-министром.
Статья 80: Законопроекты, влекущие уменьшение доходной части госбюджета, принимаются с согласия правительства
В предыдущей редакции предлагалось, чтобы правительство давало согласие только на законопроекты, которые предусматривают увеличение расходов за счет госбюджета.
Статья 85: Парламент выражает недоверие правительству большинством голосов, как и прежде
Авторы поправок оставили действующую сейчас норму о необходимом количестве депутатов для выражении недоверия правительству — как минимум, 60+1. В предыдущей версии предлагалось, чтобы недоверие выражалось двумя третями голосов (как минимум, 80 депутатов).
Статья 86: Премьер-министр ставит перед парламентом вопрос о доверии правительству не чаще двух раз в год
Авторы поправок уточнили, как часто глава кабинета министров может ставить перед депутатами вопрос о доверии правительству — теперь это не чаще два раза в год. В действующей Конституции — не чаще одного раза в год.
Статья 94: Убрали обязательную прослушку кандидатов в судьи
Но добавили, что к судьям Верховного суда, Конституционной палаты и местных судов могут применяться «ограничения». О каких именно ограничениях идёт речь — неизвестно.
Статья 97: Конституционная палата будет принимать решение без вмешательства президента и Жогорку Кенеша
Конституционная палата выносит предварительно заключение о неконституционности закона, на которое стороны могут представить свои возражения.
Решение о неконституционности закона принимается Конституционной палатой большинством не менее двух третей от общего состава судей.
В предыдущей редакции предполаглось, что заключение Конституционной палаты о противоречии закона Конституции должно направляться в парламент и президенту.
В случае если президент и парламент не согласны с предварительным заключением Конституционной палаты, то решение о неконституционности закона должно приниматься большинством голосов от не менее, чем трех четвертей от полного состава судей.
В случае если за неконституционность закона проголосует меньше установленного числа судей, то предварительное заключение утрачивает силу.
По теме: Первые публичные споры инициаторов и противников поправок в Конституцию — что стало известно?