Сериал про девочку с телекинезом, 80-е и отсылки на научную фантастику Стивена Спилберга — кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев рекомендует нашумевшие «Очень странные дела», которые встряхнули сериальный мир летом этого года.
Помните времена, когда Стивен Спилберг был известен в первую очередь за свои научно-фантастические фильмы вроде «Инопланетянина» или «Близких контактов третьей степени»? Детей в главных ролях, карантины и ночные движения, погони на велосипедах и магистральную тему конспирологии?
«Очень странные дела» своей первостепенной задачей ставят как раз-таки это — возрождение духа непафосной, малобюджетной научной фантастики с малокалиберными актёрами и полной изоляцией.
Немудрено, что и действие самого сериала уходит в 80-е годы в захолустный городок на окраине штата Индиана. В центре сюжета — три развивающиеся параллельно линии, триггером для которых становтися исчезновение маленького мальчика. Показательно, что все три нарратива — один про мать мальчика и местного шерифа, второй про друзей пропавшего и про девочку со способностями кинговской Кэрри, третий про старшего брата пацана и мечущуюся старшеклассницу — выполняют роль не только механическую, то есть двигать сюжет вперед, но и дают сериалу мощный подтекст.
Естественно, на поверхности и в сердце своем «Очень странные дела» — история про то, как два брата-режиссёра в 2016 году решили ухватиться за ускользающую эпоху и задокументировать её в наше время. Самое важное в этом сериале, по крайней мере для создателей — это бесконечные отсылки, и не только на работы Спилберга, но и другую классику фантастики. С этой точки зрения, сериал оказывается скорее большой исследовательской работой, нежели самостоятельным творческим высказыванием.
И винить в этом братьев Даффер, конечно, нельзя. Чтобы понять почему, достаточно оглянуться и посмотреть по сторонам. Главные фильмы прошлого года — это новые «Звёздные войны», в которых Джей Джей Абрамс аккуратно сводит ниточки из всех предыдущих эпизодов, перезапущенный «Безумный Макс», в котором мастерство хореографии встречается с двадцатилетней ностальгией, и «Кингсман», работающий исключительно на наследии суперагентских фильмов последнего полувека.
Но те самые три умно выстроенные сюжетные линии позволяют «Странным делам» копнуть чуть глубже и оперировать уже более тонкими субстанциями. Во-первых, они исследуют виды взаимоотношений: как мать относится к своему сыну, брат к брату, и друзья к другу. Во-вторых, каждая из линий говорит о любви и влечении, и, в-третьих, пытается разобраться в поколенческом вопросе.
Всё это, впрочем, лежит на уровне концепта и подсмыслов, а для сериала критически важно и исполнение. Важны методы, которыми восьмисерийная история сможет удержать зрителя у экранов. И Netflix, который и снял «Очень странные дела», пользуется трюком «Твин Пикса» и ставит большой и жирный вопрос в самом начале и катится дальше по инерции.
И по ходу дела становится ясно, что главное достоинство «Очень странных дел» заключается совсем не в мастерстве реминисценций или солидном сценарии. Идеально подогнанные интерьеры и костюмы, старомодные, но не устаревшие ракурсы, ретрофутуристичный саундтрек с нотками нуара и завораживающие режиссёрские решения, вроде потолка из рождественских гирлянд — сериал идеально отточил собственный стиль и привлекает внимание именно этим.
Самое грустное в случае с «Очень странными делами» (и, например, с седьмыми «Звездными войнами») — это то, что их, скорее всего, никто и не вспомнит через даже пять лет. Это очень крепкая и качественная работа, которая использует большую часть своего потенциала, но все равно рискует остаться забытой. Причина кроется в фундаменте, на котором держится сериал. Все эти попытки уйти в прошлое оборачиваются обратным — вместо того, чтобы перенести 80-е в сегодняшний день, «Очень странные дела», кажется, сами ушли в ту эпоху и там навсегда и остались.