Какие основные коррупционные риски и схемы существуют при проведении государственных закупок — в колонке главного редактора Kloop.kg Эльдияра Арыкбаева.
Повествование ведется от лица автора.
Надо признать, что электронная система госзакупок существенно лучше бумажной, как минимум, за счет открытости данных о закупающих организациях и поставщиках.
Но надо признать еще и то, что жулики не стоят на месте, разрабатывают новые схемы и ищут изощренные способы, чтобы обогатиться и заработать незаконным или нечестным путем.
Ниже топ схем с коррупционными рисками:
«Коррупционная латиница»
Одна из наиболее распространенных коррупционных схем в электронных госзакупках, которая обычно используется для лоббирования «своих» подрядчиков и ограничения доступа к тендеру остальным компаниям.
Суть схемы проста: в названии объявления кириллические символы заменяются на аналогичные латинские, чтобы при поиске на сайте нельзя было найти тендер по ключевым словам.
Например, вместо слова «молоко» на кириллице, хитрый сотрудник отдела закупок в госоргане пишет «мoлoкo», заменяя кириллические буквы “о” на латинские “o”.
Еще один пример — в заголовке этой колонки.
Центр общеврачебной практики имени Молдоболотова опубликовал в апреле 2016 года тендер на 600 тысяч сомов на приобретение «cryщенного молока», заменив первые три буквы «сгу», на английское «cry».
Некоторые государственные организации заменяют даже больше, чем одну букву — специальная вспомогательная школа-интернат имени Ниязова закупала в мае 2016 года «TBepдoe» топливо.
Угадайте, сколько букв заменено в слове «TBepдoe»?
Почти все, кроме буквы “д”!
Впервые в Кыргызстане эта схема была обнаружена журналистами Kloop.kg — Улугбеком Акишевым и мной — в конце 2014 года. Тогда в поле зрения попали тендеры министерства образования на печать учебников на 167 млн сомов. В них использовалась коррупционная латиница, которая позже исчезла из одного из тендеров.
В июне 2016 года Департамент государственных закупок пообещал отслеживать тендеры с коррупционной латиницей — по их информации, с конца 2015 года всего было обнаружено 72 тендера, проведенных таким путём.
Завышенные цены
Одна из целей проведения государственных закупок — это экономия бюджетных средств за счет конкурсного отбора претендентов. Чаще всего отбор происходит на основании самой низкой цены и соответствия требованиям заявки.
Но на деле экономии средств часто не происходит из-за того, что изначальная цена тендерного объявления бывает выше рыночной. Самый распространенный пример — ценообразование при закупках топлива.
Например, есть тендер Алайского Управления социального развития на 8000 сомов — на эти деньги они хотят закупить 200 литров бензина марки АИ-92.
Производим простые вычисления, и выходит, что Алайское Управление соцразвития хочет закупить 1 литр АИ-92 за 40 сомов.
И это выше розничной цены!
На заправках бензин этой марки стоит от 35-37 сомов за литр. При оптовых поставках можно приобрести топливо даже дешевле.
Возьмем тендер с большой суммой — например, «Кыргызалтын» закупает 250 тысяч литров зимнего и летнего дизельного топлива.
Зимнее — 100 тысяч литров за 4,7 млн сомов.
Летнее — 150 тысяч литров за 6,3 млн сомов.
Применяем наши знания из математики, и выходит, что зимнее дизельное топливо закупается по 47 сомов за литр, а летнее — по 42 сома за литр.
На заправках этот вид топлива стоит в пределах 30-33 сомов за литр!
Если тендер выиграет поставщик, который предложит, например, 40 сомов за литр, то это только создаст видимость экономии средств, когда на деле никакой экономии нет.
Если брать в расчет доставку, то цена всё равно выходит завышенной — при образовании розничных цен доставка уже включается в стоимость литра топлива. То есть, когда вы платите 32 сома за литр, часть этих денег уже покрывает затраты компании на транспортировку топлива.
Метод прямого заключения договора
Суть электронной системы госзакупок в её открытости и конкурентности между поставщиками. Но все это абсолютно перечеркивается в тех тендерах, которые проходят путем прямого заключения договора.
Если проще, то прямое заключение договора — это, когда госорган говорит: «Мы будем закупать сгущенное молоко только от одного поставщика, а почему — не скажем. Да и вообще название этой компании тоже не скажем».
Проведение тендеров через прямое заключение договора чаще всего объясняется тем, что:
- можно по одной статье расходов один раз в год проводить такие тендеры;
- очень срочно надо что-то закупить;
- только единственный во всей стране поставщик может выполнить этот заказ;
- пытались много раз провести тендер, но ничего не вышло.
При заключении договора прямым методом возникает много пространства для возникновения коррупции из-за того, что решение о выборе подрядчика принимает сам госорган или закупающая организация.
Метод прямого заключения договора также позволяет не публиковать данные о тендерах, которые направлены на обслуживание самых высокопоставленных чиновников страны: президента, премьер-министра и спикера парламента.
Отсутствие информации о компаниях-подрядчиках, работающих с администрациями первых лиц государства, не соответствует целям закона о госзакупках об открытости данных.
«Гибкие» квалификационные требования
Чтобы победить в тендере, компания должна соответствовать требованиям для исполнения госзаказа. Чаще всего требования включают наличие необходимых документов и опыт в аналогичных поставках или работе.
Но в госзакупках могут побеждать компании, которые не соответствуют квалификационным требованиям, например, созданные за несколько недель до объявления тендера.
Наиболее известный случай связан с созданием сайта парламента, когда заказ выиграла компания, созданная за несколько недель до публикации тендерной заявки. Этот тендер проводился очень срочно, в праздничные дни, а сам сайт до сих пор не завершен и находится в сыром виде.
Еще один пример — когда в тендере побеждает компания, вид деятельности которой не совпадает с госзаказом. Например, в тендере на строительство дома может победить компания по поставке продуктов питания (это реальный пример, но о нём чуть позже будет подробный материал).
Уважаемые читатели, возможно, что здесь описаны не все схемы, которые используют жулики в электронных госзакупках. Поэтому если вам известны иные схемы махинаций в тендерах, то, прошу, поделитесь ими в комментариях или по почте eldiyar@kloop.kg, и мы добавим их в этот список.