Омбудсмен Кубат Оторбаев сказал, что виновные в перезахоронениях баптистки Каныгуль Сатыбалдиевой из Ала-Букинского района Джалал-Абадской области должны понести наказание. По его словам, действия местных жителей и представителей госорганов — это нарушение прав человека.
Оторбаев сказал Kloop.kg, что случай с перезахоронениями баптистки Каныгуль Сатыбалдиевой в Джалал-Абаде — нарушение прав и свобод человека, так как Конституция гарантирует свободу вероисповедания.
Он также добавил, что правоохранительные органы должны привлечь к ответственности должностных лиц органов местного самоуправления села Сары-Талаа Ала-Букинского района.
«По закону выделение места на кладбище относится к полномочиям органов МСУ — айыл окмоту или местная районная администрация должны решать этот вопрос. Но никак не посторонние люди и не местные молдо. Вынуждение перезахоронения тела умершей является уголовно наказуемым деянием», — сказал он.
На сайте Омбудсмена сообщается, что ответственность за произошедшее должны понести и милиционеры, допустившие эксгумацию тела Сатыбалдиевой во второй раз. Ведомство направило письмо с таким требованием в Генеральную прокуратуру.
По словам Оторбаева, РОВД Ала-Букинского района возбуждено уголовное дело по статье «надругательство».
«Сейчас в деле имеется группа подозреваемых среди местных жителей», — сказал Оторбаев.
Он сказал, что за это преступление может грозить от трех до пяти лет лишения свободы.
Омбудсмен также добавил, что от их ведомства в Ала-Букинский район были направлены несколько сотрудников «для изучения ситуации».
«По нашей информации, чтобы в дальнейшем не было больше надругательств над телом умершей, совместно с сотрудниками ГКНБ, МВД и местной администрации было решено захоронить [захоронить] тело в другом месте», — сказал он.
Перезахоронение из-за веры
В селе Сары-Талаа 76-летнюю Каныгуль Сатыбалдиеву из Ала-Букинского района не дали захоронить на местном кладбище односельчане. Они аргументировали это тем, что на местном мусульманском кладбище нельзя хоронить представительницу христианского-баптистского вероучения.
Дочь покойницы Жылдыз Азаева несколько дней добивалась разрешения похоронить мать на местном кладбище, обращаясь к местным властям и депутатам.
По настоянию местных имамов, Азаева и ее сестра приняли исламскую в присутствии односельчан, но похоронить их мать на местном кладбище им все равно не разрешили.
Тогда местные власти выделили место для покойницы на кладбище в соседнем селе Орукту, где за год до этого был захоронен другой представитель баптистской веры. Но после захоронения жители села также выразили протест, и тело Сатыбалдиевой перезахоронили в соседнем селе Сары-Булак, где имелось христианское кладбище.
На еще одном перезахоронении, по словам главы области, настояли христиане и женщину похоронили в третий раз, не разглашая места захоронения.
По словам дочери усопшей, она не знает, где находится могила матери. По ее словам, семья не давала разрешения на эксгумацию тела в третий раз.