Известная в Кыргызстане правозащитница Азиза Абдирасулова заявила, что за ней и её коллегами следят люди, возможно связанные с правоохранительными органами и спецслужбами. Она обнаружила слежку, когда обедала в кафе после дачи показаний в суде по делу правозащитника Азимжана Аскарова.

Абдирасулова рассказала о слежке на конференции по правам человека, которая прошла в Бишкеке 7 декабря. По её словам, неизвестные люди следили за ней и записывали ее разговоры с другими правозащитниками.

После своего выступления 58-летняя правозащитница упала в обморок, сейчас она находится в больнице.

Абдирасулова утверждает, что обнаружила слежку во время одного из заседаний по делу о правозащитнике Азимжане Аскарове, в котором она проходит в качестве свидетеля.

По словам ее дочери Гульшайыр Абдирасуловой, 6 декабря, во время перерыва в заседании по делу Аскарова, все участники процесса, включая правозащитников, отправились на обед в ближайшее кафе.

«Пообедав, стали собираться, чтобы уйти. Тут кто-то заметил, что в зале слишком темно, и раздвинул шторки на окне. Один из наблюдателей от Национального фонда в поддержку демократии увидел на подоконнике чей-то телефон», — рассказала Гулшайыр Абдирасулова в интервью изданию «Фергана».

Она сказала, что диктофон на мобильном устройстве записал все 60 минут разговора правозащитников во время обеда.

По словам самой Абдирасуловой, после того, как она забрала этот телефон, за ней стали следить неизвестные люди.

«Когда мы направились домой, нас преследовала машина. Мы оторвались от нее. Это показывает, что в нашей стране не соблюдаются права человека», — рассказала она информагентству «KNews».

Телефон, найденный правозащитниками. Фото: FerganaNews
Телефон, найденный правозащитниками. Фото: FerganaNews

Дочь Абдирасуловой добавила, что в памяти телефона, помимо записи разговора правозащитников, оказались записи бесед «некоторых высокопоставленных личностей».

«В памяти аппарата оказались контакты исключительно спецслужб. Записаны имя, место работы человека, например, “генпрокуратура”, “10 отдел”, “5 отдел” и номера телефонов», — сказала Гулшайыр Абдирасулова.

Также она добавила, что они отдали телефон на экспертизу, поскольку им не удалось выяснить номер телефона и кому он принадлежит.

Усиление давления

Азиза Абдирасулова — одна из ветеранов правозащитного движения независимого Кыргызстана. Возглавляемый ею центр «Кылым шамы» особенно известен отслеживанием ситуации с пытками в правоохранительных органах и предоставлением юридической помощи пострадавшим от действий милиционеров и сотрудников спецслужб.

Из-за специфики работы, Абдирасулова регулярно получала угрозы, а в худшие годы истории Кыргызстана власти оказывали на неё давление через правоохранительные органы.

В 2006 году она подверглась давлению со стороны милиции после того, как задала ряд неудобных вопросов президенту Курманбеку Бакиеву в эфире телевидения о его связях с криминальным авторитетом Рыспеком Акматбаевым.

В 2010 году власти пытались препятствовать её попыткам провести независимое расследование последствий этнического конфликта на юге Кыргызстана.

В 2016 году в открытый конфликт с правозащитницей вступил действующий президент Алмазбек Атамбаев, который, выступая в мае на праздновании Дня матери, обвинил Абдирасулову и её не менее известную коллегу Толекан Исмаилову в том, что они своей работой «отрабатывают зарубежные гранты».

Спустя ещё четыре месяца депутаты кыргызского парламента призвали милицию «проверить Абдирасулову и Исмаилову» за то, что они улыбались на мероприятии ОБСЕ по правам человека в Варшаве, когда на нём выступал заочно приговоренный в Кыргызстане к пожизненному заключению бизнесмен Кадыржан Батыров.

Управление верховного комиссара по правам человека при ООН признало это давлением и заявило, что правозащитницы подвергаются «диффамации» (то есть, распространению ложных сведений) со стороны властей.

Фото: «Заноза»