Почти девять месяцев в Кыргызстане шёл сбор денег на новый линейный ускоритель для онкобольных, который (вроде бы) увенчался успехом. Но, возможно, вы не знаете, что это такое и почему это так важно.

О чем вообще речь?

В мае 2016 года благотворительный фонд «Помогать легко» начал собирать деньги на новый линейный ускоритель для онкобольных. Сегодня во всём Кыргызстане есть только один такой работающий аппарат, которым в день пользуется около 200 человек, и этого недостаточно для страны с 6-миллионным населением.

Линейный ускоритель — дорогое устройство. У государства на него денег нет, стоит он около 3,5 млн долларов США.

Учредитель фонда «Помогать легко» Динара Аляева утверждала, что если каждый кыргызстанец пожертвует на ускоритель по одному доллару США, то этого хватит на спасение тысяч жизней.

Но за девять месяцев всенародного краудфандинга необходимой суммы собрать не удалось.

А что это за прибор?

Мы не будем объяснять линейный ускоритель с точки зрения физики, а сразу перейдём к медицинской составляющей.

Линейный ускоритель частиц — это аппарат, который борется с раковыми клетками, минимально повреждая здоровые клетки человека.

Американский мальчик Гордон Айзекс был первым человеком, которого лечили при помощи линейного ускорителя. Это было в 1953 году. Фото: Национальный институт изучения рака, США.
Американский мальчик Гордон Айзекс был первым человеком, которого лечили при помощи линейного ускорителя. Это было в 1953 году. Фото: Национальный институт изучения рака, США.

Более старые аппараты, которые использовали для радиотерапии, вызывали огромное количество побочных эффектов.

Большинство современных линейных ускорителей управляются компьютером, который может очень точно рассчитать, в какую именно зону необходимо направить поток лучей.

Особенность линейного ускорителя в том, что он позволяет лучу принять форму раковой опухоли. Поэтому раковые клетки уничтожаются, а здоровые ткани вокруг остаются в целости.

Сколько ускорителей нужно Кыргызстану?

Специалисты считают, что для 6-миллионного Кыргызстана нужно около 20 линейных ускорителей.

Сейчас в Национальном центре онкологии есть один линейный ускоритель, которому почти 30 лет. Он устарел и работает частично, поэтому его невозможно использовать для лечения глубоких опухолей.

Еще один, подаренный Кыргызстану в 2008 году, линейный ускоритель Terabalt работает с тройной нагрузкой, что часто выводит его из строя. Денег на техническое обслуживание аппарата не выделяется, поэтому врачи вынуждены чинить его самостоятельно.

Как следствие, этот аппарат теперь не лечит с высокой точностью, поражая и здоровые органы.

Как собирали деньги?

Акция по сбору денег на линейный ускоритель началась в мае 2016 года. За 9 месяцев кыргызстанцам удалось собрать 4 миллиона 322 тысячи сомов.

Если сбор денег продолжится в таком же темпе, то линейный ускоритель можно будет купить примерно через 40 лет.

Кто обещал дать денег и кто в итоге дал?

Из государственных служащих свою однодневную зарплату выделили депутаты Жогорку Кенеша, сотрудники «Бишкектеплосети», урологи Кыргызстана.

«Красный полумесяц» организовал марафон для сбора денег, а одна из кондитерских компаний Бишкека сделала самый большой торт и отдала вырученные деньги на линейный ускоритель. Танцевальная группа «Тумар» тоже не осталась в стороне.

Коммерческий банк «Кыргызстан» и Международный аэропорт «Манас» тоже выделили средства. В Бишкеке активисты организовали вечеринку среди пользователей соцсетей, на которой собирали деньги на покупку устройства.

Но всего это так и не хватило.

В итоге, 30 января было объявлено, что судьбой линейного ускорителя займётся Бабур Тольбаев — бизнесмен из Кыргызстана, гендиректор микрокредитной компании «Мол Булак».

Он пообещал найти инвесторов и доставить дорогостоящий аппарат в Кыргызстан к концу 2017 года.

Иллюстративное фото.