Чикай за копейки. Как государственные борцы с курением подсаживают кыргызстанцев на насвай

Иллюстрация: Вера Андрианова для «Клоопа»

Власти Кыргызстана постоянно поднимают акцизы на табак и его заменители – а то вовсе и запрещают их. Все, кроме насвая. Он не только не запрещен, но еще и не облагается никакими акцизами. Чиновники утверждают, что этим они поддерживают экономику Баткенской области, где в основном и производится насвай. Но он не менее вреден, чем сигареты. А возможно, и вреднее.

 

«Раньше насвай был по 10 сомов, а сейчас – по 20. Ну а сигареты, когда я курил, стоили по 50 сомов, а сейчас – по 120», — рассказывает «Клоопу» 42-летний Шергазы из южного села Жаңы-Алай. Курить он начал после окончания школы, а позже перешел на сосательный табак, насвай. Причина в том, что он доступнее – причем во всех смыслах.

Шергазы работает пастухом высоко в горах – до ближайшего магазина с сигаретами четыре часа пути. А насвай можно раздобыть почти у любого местного жителя.

По форме насвай – это маленькие табачные шарики, которые закладываются под губу или язык, после чего никотин через слизистую оболочку рта попадает в кровь. Пакетики с насваем можно встретить в продаже по всему Кыргызстану – в магазинах, у уличных продавцов и на рынках. А в Баткене, который кыргызстанцы считают родиной насвая, есть даже большой табачный рынок. Он так и называется – «Насвай базар».

Еще в конце 2021 года завотделом Республиканского центра укрепления здоровья по борьбе против табака Чинара Бекбасарова признавала – государственное повышений цен на сигареты заставляет бросать привычку только часть курильщиков. Другие переходят на более дешевую и доступную альтернативу – насвай. Тогда Бекбасарова сказала, что количество его потребителей в Кыргызстане выросло в разы и призвала запретить его «по мере возможности».

Несколько кыргызстанцев, с которыми поговорили журналисты «Клоопа» называют разные причины, почему они начали употреблять насвай: попытка бросить курить после 15-летнего стажа, невозможность раздобыть сигареты во время службы в армии – и их подорожание. Но опрошенные рассказывают и о негативных эффектах сосательного табака – тошнота, головная боль, плохой запах, необходимость постоянно плеваться и даже ухудшение памяти.

Отсутствие контроля над производством насвая тоже беспокоит наших собеседников. «Производство насвая как темный лес – хрен знает, как его производят», – рассуждает Адилет, единственный из них четырех, которому удалось все-таки перестать «чикать»*. Правда, избавиться от никотиновой зависимости не получилось – он просто вернулся назад к сигаретам.

* Жаргонный глагол, обозначающий употребление насвая

Никотиновые любимчики власти

Власти Кыргызстана вводят все новые и новые меры по сокращению потребления никотина. Например, штрафы за продажу содержащей его продукции несовершеннолетним и запрет курить в общественных местах. Но основных способа для борьбы с вредными привычками два: прямой запрет продажи продукции с никотином и повышение акцизов на нее. Вслед за акцизами неизбежно растет цена – это должно подтолкнуть кыргызстанцев беречь свое здоровье.

По закону, акцизы на сигареты и заменяющие их товары будут увеличиваться с каждым годом. Например, к 2027 году курильщик через акцизы будет отдавать по 70 сомов с каждой пачки сигарет.

Однако среди всего многообразия никотиносодержащей продукции у кыргызских властей как будто есть свои любимчики и изгои. Например, в марте парламентарии решили не смягчать увеличение акциза на стики с нагреваемым табаком для устройств вроде IQOS и его аналогов. Акцизом, как и раньше, стики будут облагаться килограммами, а не поштучно, как вся остальная продукция. И как это рекомендует делать Всемирная организация здравоохранения.

Депутат Дастан Бекешев тогда сообщил, что из-за такого решения бюджет недополучит около 300 миллионов сомов и назвал это послабление для стиков результатом лоббирования со стороны табачных компаний. 

При этом в парламенте неоднократно предлагали вовсе запретить продажу конкурирующих с «айкосами» электронных сигарет – испарителей никотиносодержащей жидкости. Депутат Эрулан Кокулов обосновал это предложение тем, что электронки «убивают здоровье кыргызской нации». Замглавы Минздрава Бубужан Арыкбаева тогда заверила его, что такой законопроект уже есть и даже получил положительное заключение от Кабмина. 

Был согласен с Кокуловым и его коллега Шайырбек Ташиев. По его мнению, электронные сигареты необходимо запретить, так как «их курит каждая вторая девушка». Но информация специалистов Минздрава о том, что количество потребительниц насвая среди женщин выросло в семь раз (за какой срок – не уточнялось), депутата почему-то не заинтересовала.

К некурительному бездымному табаку у государства еще более неровное отношение, чем к новомодным заменителям сигарет. Это видно даже по закону «О защите здоровья граждан от последствий потребления табака», который приняли в 2021 году. Согласно ему, в Кыргызстане запрещены производство, ввоз, хранение, торговля некурительными табачными изделиями – всеми, кроме насвая

При этом во всем Таможенном союзе, куда входит и Кыргызстан, насвай запрещен. А в Кыргызстане он даже не облагается никакими государственными акцизами – следовательно, продается по смехотворно низкой цене. Минсельхоз и вовсе предлагает официально легализовать находящийся в «серой зоне» насвай, объяснив это тем, что «в последнее время он стал очень популярным».

Значит ли это, что насвай – единственный вид табака, который магическим образом не «убивает здоровье кыргызской нации»?

Житель Баткенской области делает насвай у себя дома. Фото: Бекболсун Кайыпов / «Клооп»

«Рак гортани, рак пищевода, рак желудка»

«За последние 10 лет в Кыргызстане стабильно увеличивается заболеваемость раком желудка, – рассказывает “Клоопу” специалистка Республиканского центра укрепления здоровья Анара Калиева. – Множество научных исследований доказывают, что одним из основных факторов риска развития рака желудка является регулярное употребление жевательного табака, поэтому врачи Кыргызстана связывают рост заболеваемости раком желудка с ростом потребления насвая населением страны».

Она объясняет, что безвредных табачных изделий не существует в принципе. Но насвай, возможно, опаснее других, так как производится кустарно и никто не регулирует количество никотина и других токсичных веществ, содержащихся в его табаке.

Никотин вызывает не только сильную физиологическую зависимость, но и сужение сосудов, а вслед за ним – воспаления, сердечно-сосудистые и гипертонические заболевания. Закупорка сосудов разных органов может приводить к инфарктам, инсультам и гангрене. Кроме того, никотин воздействует на ДНК человека, а это может привести к врожденным патологиям у детей никотинозависимых.

Однако, говорит Калиева, насвай опасен содержанием не только никотина, но и гашеной извести и золы, которые вызывают повреждение слизистой ротовой полости и желудка у употребляющего его человека.

«Дальше эти эрозии перерождаются в раковые клетки и возникает рак ротовой полости, рак гортани, рак пищевода, рак желудка», — предупреждает она. 

А в 2016 году Масонский онкологический центр Университета Миннесоты (США) провел исследования кыргызского насвая и, кроме никотина и извести, нашел в нем еще и:

  • высокую концентрацию трех видов канцерогенов, из-за которых повышается вероятность развития раковых опухолей;
  • высокотоксичные вещества, такие как толуол и этилбензол, которые вызывают усталость, слабость, головные боли и бессонницу;
  • о-Ксилол, который чаще всего используется в промышленности и содержится в составе нефти, инсектицидах и красках – он может вызывать головокружение, сонливость, головную боль, тошноту, боли в животе, сухость или покраснение кожи.

В итоге исследователи сделали вывод, что при употреблении одной 30-граммовой упаковки насвая в день человек может приобрести неврологические расстройства и токсическое поражение почек или печени.

Бактериологический анализ насвая проводили и в московском центре эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи в Москве – и сделали вывод, что представленный образец небезопасен для человека по санитарно-микробиологическим показателям.

«Наиболее опасно потребление насвая подростками. Никотин и другие токсические вещества оказывают негативное влияние на интеллектуальное и физическое развитие ребенка», – говорит Калиева.

Она считает, что насвай необходимо запретить, как это уже сделали в Туркменистане, Беларуси, России и Казахстане.

Спасая Баткен, убиваем всех

Запретить насвай в Кыргызстане пытались много раз. В 2016 году депутатка Махабат Мавлянова предлагала штрафовать за его производство, ввоз и продажу на 50 тысяч сомов. Через год «как можно скорее» запретить насвай обещал и ее коллега Азамат Арапбаев.

Позже в национальной антитабачной коалиции «Тамекисиз Кыргызстан» предлагали хотя бы поднять цены на насвай до уровня цен на сигареты – учитывая информацию коалиции, что треть населения Баткенской области зарабатывает на производстве сосательного табака, а половина мужчин там его употребляет, и запретить его сразу будет не так-то просто.

Однако когда нынешний антитабачный закон только разрабатывался, правительство воспротивилось запрету продажи насвая без лицензии и без акцизной марки – потому что он не входит в перечень подакцизных товаров, а его производство – в перечень подлежащей лицензированию деятельности. 

В итоге в закон включили лишь требования к насваю как к товару. Согласно ним, на каждой его упаковке должна быть указана информация о содержании в нем «системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ», а также предупреждение о вреде его употребления. 

Возможно, немногочисленные фабричные производства и соблюдают эти правила, но производители насвая, который тоннами продается на рынках по всей стране, скорее всего и сами точно не знают, какие именно вещества в нем содержатся.

Еще, согласно антитабачному закону, Кабмин должен поэтапно сокращать площади выращивания табака, идущего на насвай.

Чиновники называют главную причину, почему государство смотрит на насвай почти сквозь пальцы – поддержка баткенских фермеров, выращивающих табак, который используется в его производстве. 

Жители Баткенской области работают на поле табака для производства насвая. Фото: Бекболсун Кайыпов / «Клооп»

«Это единственный вид табака, который производится у нас. Предпринимателям пошли навстречу и дали три года [с момента вступления в силу антитабачного закона 15 сентября 2021 года]», – объяснял координатор Ассоциации сельских комитетов здоровья Рахатбек Мамыткожоев.

Похожим образом бесконтрольность насвая в Кыргызстане объясняла и Чинара Бекбасарова из Республиканского центра укрепления здоровья.

«К сожалению, в связи с событиями, которые произошли в Баткенской области [несколько раз пострадавшей от серьезных пограничных конфликтов с Таджикистаном], где выращивают табак, из которого делают насвай, для поддержки местных предпринимателей запрет насвая отложили. Этот вопрос решится в течение трех лет. За это время кабмин должен предложить альтернативу выращиванию табака и постепенно все это закрыть», – говорила она.

И действительно, согласно антитабачному закону, с 15 сентября 2024 года Кабмин должен будет обеспечивать консультации медиков для людей с зависимостью от насвая и «переход к экономически жизнеспособным альтернативам» вместо выращивания табака – например, выращивание «здоровых» культур. 

Но никакого упоминания о хотя бы потенциальном запрете или ограничении продажи насвая в будущем в законе нет.

Над текстом также работали: Бакай Алмаз, Аида Исрайилова, Мээримай Акунова
Редакторы: Дмитрий Мотинов, Виктор Мухин