1 min read

Учителя говорят, что раньше большинство школьников, даже старшеклассников, верили всему, что говорилось по телевидению и некритично оценивали посты в соцсетях. Но теперь большинство «включают голову» и все чаще проверяют информацию по альтернативным источникам

Оригинал материала опубликован на сайте «Настоящее время». Автор статьи — Жибек Бегалиева.

В Кыргызстане подобный эксперимент проводится впервые. Проект уже охватил примерно триста детей в Бишкеке и окрестностях. В том числе медиаграмотности учат в школе небольшого села Ленинское Чуйской области почти на границе с Казахстаном. Программу курса специалисты составляли вместе с настоящими журналистами, поэтому все кейсы из практического пособия — реальные.

Один из них — материал, который широко разошелся в Кыргызстане: публикация российского ресурса Lenta.ru «Тьма киргизская». Формально это вроде бы и не фейк, но серьезной журналистской работой назвать материал тоже сложно.

«Не все же люди живут так, на помойках», — разбирают его ученики.

«Они показали только минусы Кыргызстана, и то в статье нет конкретного местоположения, где это происходит, просто взяты откуда-то фотографии. Там даже нет правдивого мнения и фактов», — перечисляют они.

«Это делается для чего?» — задает вопрос учитель.

«Чтобы представить, показать Кыргызстан в каком-то определенном виде».

Первое, чем учат детей преподаватели курса — не принимать на веру никакую информацию. Вне зависимости от того, где она появилась — все нужно проверять по другим источникам. Те, кто прослушал курс, говорят, что даже обычные выпуски новостей теперь смотрят по-другому.

«Я сейчас меньше верю телевидению, потому что там неправильная инфа предоставляется, — рассказывает ученица 11А Диана Анарыкова. — Поэтому все нужно тщательно проверять. Я скажу родителям, что лучше проверить это в инете, может по новостям, в газете».

«Я думал что все действительно то, что говорят, я этому верил», — признается ее одноклассник Эрмек Жунусалиев.

Как дважды два ученики знают: в материалах журналист обязан соблюдать некоторые правила.

«Журналист должен брать интервью у обеих сторон, он должен не свое мнение говорить, а основываться на фактах», — перечисляет одиннадцатиклассница Светлана Ненашева.

Детей в Ленинском медиаграмотности учит историк Марина Галкина, которая для начала сама прошла этот курс.

«Я считала многие темы для детей легкими а оказалось, что ничего подобного, — подчеркивает учитель. — Я уроки провела у 10-го и 11-го классов, они постарше, но с самого первого урока многое у них вызывает затруднение. Нам только кажется что они у нас такие продвинутые в интернете и информированные. А дети младше — тем более не умеют правильно пользоваться информацией».

Педагог говорит, что уже сейчас, даже до его завершения, ясно: подобные уроки нужно вводить как обязательные во всех школах, и учить работе не только с информацией в СМИ, но и в соцсетях. В том числе — и для того, чтобы обеспечить безопасность детей: ведь отличить правду от чьей-то выдумки в в социальных сетях и интернет-платформах еще труднее, чем в газетах и по телевидению.

По теме:

  • Фабрика выдуманных новостей в Голландии: Зачем ее создали, и чем она занимается?
  • «Враг у ворот»: Как «Первый канал» рассказал о вербовке экстремистов в Кыргызстане
  • Телеканалы России назвали Кыргызстан «кузницей кадров для ИГИЛ»