Пробка на улице Абдрахманова. Фото: Арсений Мамашев / Kloop.kg

Kloop.kg и молодежное экологическое движение MoveGreen собрали советы экологов о том, что власти Кыргызстана должны сделать, чтобы снизить количество выбросов вредных веществ от автотранспорта.

Материал подготовлен в партнерстве с молодежным экологическим движением MoveGreen, которое занимается гражданским мониторингом качества воздуха в Бишкеке.

Одна из основных причин загрязнения воздуха в Бишкеке — выхлопные газы от транспорта. По данным ГРС, на конец 2018 года в столице было зарегистрировано почти 420 тысяч автомобилей.

Помимо машин, воздух в Бишкеке загрязняют и маршрутки, которые заправляются дизелем. Мелкие частицы сажи, выделяемые дизелем, проникают в легкие и повышают риск инсульта и сердечного приступа.

В 2012 году власти Кыргызстана отменили обязательный техосмотр личных автомобилей. Сейчас его проходят только владельцы коммерческого транспорта.

«В Бишкеке ежемесячно фиксируется превышение показателей оксида и диоксида азота. Такая ситуация сохраняется круглый год. Наиболее близким источником данного вида загрязнения является автомобильный транспорт», — рассказывает Мээрим Асанбай кызы, заведующая отделом наблюдения за загрязнением атмосферы Кыргызгидромета.

«Наши стационарные посты – старые, еще со времен СССР, и определяют только 5 видов загрязнителей. Сейчас идет тендер на закупку двух модернизированных автоматических станций, которые дают точную картину загрязненности атмосферного воздуха. С приобретением новых станций, расположенных в разных частях города, мы можем делать качественные замеры», — объясняет Асанбай кызы.

По данным Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР, ежегодно общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Бишкека составляет 240 тысяч тонн, из которых 180 тысяч приходятся на автотранспортные средства.

Разгрузить дороги от пробок

Во время пробок на дорогах образуется большое количество выхлопных газов. Чтобы уменьшить пробки и разгрузить дороги, руководительница MoveGreen Мария Колесникова предлагает городским властям применять реверсивное движение. Это режим, который дает дополнительную полосу на загруженном участке дороги.

«По сути у нас три большие улицы, по которым люди въезжают и выезжают в город: Алматинская, Советская и Манаса. Мы видим, что объем пробок на них в часы пик. Что мы можем сделать без денег? Начинается пробка в 5 вечера, с помощью сотрудников ГУОБДД сделать три линии в сторону микрорайонов, и обратную линию [в центр города] только одну. Час пик заканчивается и все возвращается назад», — объясняет она.

Мария Колесникова, руководительница экологического движения MoveGreen

Пробка на улице Абдрахманова. Фото: Арсений Мамашев / Kloop.kg

Ограничить въезд машин в центр города предлагает Рахат Сабырбеков, руководитель центра изучения окружающей среды и развития при АУЦА.

«Такая практика существует во многих городах Европы. Можно реализовать ее в рамках “Безопасного города”. Результаты не заставят долго ждать, горожане почувствуют разницу. Анализ выбросов автотранспорта показал высокое содержание в воздухе формальдегида – токсичного газа. Он круглый год витает в воздухе. Этот газ очень вреден и опасен для здоровья, незаметно наносит колоссальный вред организму человека», — отмечает он.

Рахат Сабырбеков, руководитель центра изучения окружающей среды и развития при АУЦА.

Мария Колесникова также считает, что городские власти должны использовать открытые данные, чтобы отслеживать ситуацию с пробками и количеством автомобилей, проверять самые загруженные улицы и уменьшать на них трафик.

«У нас есть камеры, их можно использовать не только для того, чтобы наложить штраф, но и чтобы собирать данные и делать исследование по транспорту и, таким, образом, эффективно управлять городом», — говорит она.

Создать условия для велосипедистов

Для улучшения ситуации с воздухом бишкекчанам нужно пересаживаться на велотранспорт, считает Рахат Сабырбеков. «Но здесь есть два нюанса: во-первых, городским властям нужно строить связанную сеть велодорожек, во-вторых — поставить ограждения между проезжей частью и велосипедной», — говорит он.

С ним согласен Дмитрий Ветошкин, исполнительный директор фонда «Инициатива по сохранению природного наследия «Арча». Он считает, что просто строить велодорожки недостаточно — нужная связанная разветвленная сеть.

«При нынешней инфраструктуре велосипедист не может доехать из южной части города в центр, так как у нас велодорожки между собой не связаны», — объясняет он.

Фото: Национальное информационное агентство «Кабар»

В Бишкеке есть свое велосообщество — общественное объединение, зарегистрированное в Минюсте пять лет назад. Они периодически напоминают городским властям о развитии велосипедной инфраструктуры. Например, осенью 2018 года они просили мэра Азиза Суракматова включить обязательное проектирование велосипедных дорожек в СНиПы по автомобильным дорогам.

«Экспертная группа разработала эскизный проект велодорожки от южных микрорайонов до центра города, который в ноябре 2014 года мы передали в мэрию Бишкека. Для детальной разработки проекта были найдены подрядчик и инвестор. Работа была выполнена, но в связи с отсутствием финансирования строительство отложено на неопределенное время», — говорила Чолпон Асанакунова, представитель ОО «Велосообщество» в интервью изданию «Автогид».

Развивать общественный транспорт

По мнению Рахата Сабырбекова, городским властям нужно активней развивать общественный транспорт, чтобы частных автомобилей стало меньше. Это поможет снизить количество выбросов в атмосферный воздух.

Сейчас основная часть маршруток в Бишкеке принадлежит частным компаниям-перевозчикам.

«Властям давно пора сделать систему общественного транспорта доступной и удобной для передвижения горожан, и создать условия, при которых будет неудобно пользоваться личным авто. Сегодня в нашей стране мы видим иную картину, когда создается инфраструктура для автомобилей», — считает он.

За развитие общественного транспорта выступает и Мария Колесникова. Она считает, что мэрия должна закупать больше троллейсбусов и автобусов.

«Нашему городу нужны экологически чистые виды транспорта. Уже сейчас надо избавлять город от маршруток, использующих дизель. Рано или поздно нам все равно предстоит это сделать, и чем раньше, тем лучше. Когда общественный транспорт станет удобным и комфортным, горожане сами начнут пересаживаться. Троллейбусы и автобусы вмещают в себя гораздо больше людей по сравнению с автомобилем», — говорит она.

За ликвидацию маршруток выступает и эколог Эмиль Шукуров. Он считает, что в нынешней ситуации с качеством воздуха в городе, нет иного выхода, кроме развития общественного транспорта.

Запретить подержанные автомобили

Чтобы решить вопрос загазованности воздуха, нужны адекватные меры на государственном уровне, в частном порядке этого не решить — уверен Эмиль Шукуров.

Он считает, что Кыргызстану необходим «ряд ограничений технического порядка» для автотранспорта: например, запретить покупку устаревших автомобилей.

«Сегодня у нас нет ограничений в сроке эксплуатации, количестве выхлопных газов — они полностью сняты. Почему наши власти считают, то что вредно и опасно для других, можно нашим гражданам? Даже если учитывать наше положение и бедность страны, нельзя допускать такого», — говорит он.

Эколог Эмиль Шукуров

Шукуров считает, что использование подержанного транспорта — это «пренебрежение горожанами».

«Сегодня наше государство активно строит и расширяет дороги за счет грантовых средств, выделенных Китаем, и словно призывает нас покупать еще машины. Но властям пора поставить в приоритет развитие общественного транспорта с отдельной дорожной полосой. Нам нужно избавить город от маршруток и пересесть на экологически чистые виды транспорта», — говорит Мария Колесникова.

В начале марта 2019 года депутат парламента Абдывахап Нурбаев рассказал «Клоопу», что повышение налога на старые автомобили — вынужденная мера, которая будет предусмотрена в новом законопроекте.

Экологичное топливо

Другая необходимая мера — контроль качества ввозимого топлива. По словам Шукурова, для этого сотрудники ГУОБДД должны не только штрафовать за нарушения ПДД, но и проверять автомобили на экологичность.

«У нас продолжают торговать горючим, которое не соответствует нормам. ГУОБДД в основном занимаются только штрафованием. Им надо замерять выхлопы, наказывать тех, чьи автомобили сильно загрязняют воздух, обратить внимание на наличие глушителей в машинах, чтобы снизить шумовое загрязнение. Есть целый ряд вещей, на которые они не обращают внимания, что приводит к снижению качества атмосферного воздуха», — рассказывает он.

Мария Колесникова призывает жителей Бишкека приобретать малолитражные автомобили, вовремя проводить диагностику транспорта и переходить на более качественное топливо класса K4 и K5.

«Мы обязаны были сделать это уже в 2019 году, но парламент отклонил это предложение, ссылаясь на наши нефтеперерабатывающие заводы. Им дали отсрочку в два года. Но я думаю, что ничего не изменится, и эти заводы не перейдут на другой вид топлива», — рассказывает Колесникова.

Дмитрий Ветошкин, директор ОФ «Инициатива по сохранению природного наследия “Арча”» советует вместо покупки автомобиля сделать выбор в пользу общественного транспорта — троллейбусов или автобусов, или вовсе пересесть на велотранспорт. Но для этого городским властям Бишкека нужно наладить систему общественного транспорта и закупать больше троллейбусов вместо маршруток.

«Сегодня за среднюю стоимость малолитражной машины можно пользоваться услугами такси от 3 до 7 лет, а еще лучше сделать выбор в пользу экологически чистого вида транспорта – троллейбусов и автобусов», — говорит он.