Что произошло?

21 июня в Кемине была убита 16-летняя девушка. Девочка в день убийства отправилась в школу за аттестатом, а около 11 часов столкнулась с мужчиной, ранее судимым за хулиганство и мошенничество. Она позвонила матери с его телефона и сообщила, что вернется домой после поливных работ.

По информации милиции, мужчина стал домогаться до нее, а когда девочка стала кричать, он задушил ее и вывез ее тело в лес на автомобиле.

Убийство девушки прокомментировало минобразования, хотя происшествие с образованием никак не было связано.

Министерство зачем-то сообщило когда убитая переехала в Кыргызстан и какой трудолюбивой ученицей она была, хотя это никак не относится к преступлению и к преступнику. Также минобразования дало совет родителям учеников.

«Министерство образования и науки призывает родителей уделить пристальное внимание своему ребенку во время летних школьных каникул, чтобы уберечь детей от возможных негативных происшествий», — заявило министерство.

«Теперь и безопасность на наших плечах?»

Уровень насилия в стране и перекладывание ответственности за это на родителей возмутило депутатку парламента Наталью Никитенко.

«Недавно был убит мальчик сирота в детском доме*, “пропал” наш гражданин, сегодня убита девочка подросток. Убита среди белого дня с особой жестокостью. […] В этой ситуации тревожит пассивность государственных органов.

Министерство образования либо пытается утаить данные, либо выступает с призывом к родителям “смотреть за детьми”, МВД больше занято ремонтом своего здания, чем ситуацией на улицах наших городов и поселков», — заявила Никитенко.

*Никитенко имеет в виду смерть воспитанника детдома в Военно-Антоновке. 1 июня умер шестиклассник Игорь Якунин, который должен был переехать к своим приемным родителям в США. Его брат Богдан настаивает, что мальчика избил и убил старшеклассник, а минобразования утверждало, что мальчику стало плохо после игры в монополию.

Никитенко считает, что в обществе есть такое мнение: «рост преступности напрямую связан с очень мягкой политикой МВД, прошедшей амнистией и разгулявшимися преступниками». Скорее всего, депутатка имеет в виду ноябрьский указ Садыра Жапарова, по которому были помилованы более 200 человек. Тогда его администрация сообщала, что эти люди совершили нетяжкие преступления. Мужчина, задержанный по подозрению в убийстве 16-летней девушки в Кемине, был ранее неоднократно судим именно по нетяжким преступлениям.

«Я надеюсь, что защита наших детей не ляжет на самих граждан, а государство все-таки вспомнит о своих обязанностях. Предполагаемый убийца девочки был ранее судим, в детдоме “дедовщина” процветала давно и возможно с молчаливого согласия руководства учреждения. Очень скоро у людей возникнет вопрос: зачем нам такая власть?» — спрашивает депутатка.

Депутатка добавила, что люди разочарованы, потому что власть не помогла ни при пандемии, ни при кризисе, ни при приграничном конфликте.

«Теперь и безопасность на наших плечах? Нам необходимы ответственные руководители, которые будут бороться с преступностью на деле, а не только на словах», — считает Никитенко.

Что не так с заявлением Минобразования?

В заявлении министерства не было ни порицания преступления, ни порицания убийцы. Лишь то, что девушка пошла за аттестатом, а потом полить огород, после чего и была найдена убитой.

Комментирование данного убийства и вовсе не было компетенцией министерства, потому что оно не занимается профилактикой преступлений. Зато министерство обратилось к родителям — призыв уделять пристальное внимание детям, пока они не ходят в школу, чтобы не было «негативных происшествий», можно назвать виктимблеймингом.

Виктимблейминг — явление, когда на жертву преступления, несчастного случая или любого вида насилия возлагается полная или частичная ответственность за совершённое в отношении неё преступление. Виктимблейминг зачастую вызывает повторную травму у пострадавшей или близких.

Вольно или невольно, но в своем заявлении министерство переложило ответственность за обспечение безопасности с государства на родителей.

В преступлении всегда виноват преступник, а не пострадавший или близкие пострадавшего, которых в момент преступления не было рядом. А профилактикой преступлений и безопасностью должно заниматься государство и профильные органы — МВД и спецслужбы.