Глава Минздрава Алымкадыр Бейшеналиев продолжает свои реформы — он решил преобразовать Бишкекский научно-исследовательский центр травматологии и ортопедии (БНИЦТО) в городскую клиническую больницу скорой помощи. Такие реформы привели к конфликту между Бейшеналиевым и директором этого центра Сабырбеком Джумабековым.
Министр заявил, что БНИЦТО работал «для пополнения кармана» Джумабекова. Директор же в ответ сказал, что реорганизацию проводят, чтобы снять его с должности, а все обвинения отрицает.
Кроме того, с планами Минздрава не согласен и коллектив БНИЦТО. Они уверены, что преобразование центра неправильный шаг. Рассказываем.
Министр говорил «чушь»
В сообщении Минздрава от 1 февраля говорилось, что министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев провёл беседу с коллективом БНИЦТО. Однако, по словам Сабырбека Джумабекова, с коллективом планы реорганизации больницы не обсуждали.
«Министр вчера, 1 февраля, в восемь утра пришел в центр и встретился с коллективом. Во время встречи он в своей манере говорил всякую чушь. На этой встрече он не упомянул о запланированной реорганизации центра. После мы сами узнали, что центр ликвидируют», — сказал он 2 февраля.
Директор «приватизировал» больницу
Бейшеналиев же в интервью изданию Kaktus.media заявил, что Джумабеков фактически приватизировал больницу и поставил туда «только своих знакомых и родственников».
«Все боятся говорить о нем открыто. А я не боюсь. Я хочу для народа Кыргызстана навести порядок в здравоохранении. Сейчас все знакомые Джумабекова, бывшие депутаты, бывшие министры и академики — все против меня пойдут, подумав, что это между Джумабековым и Бейшеналиевым (конфликт). Но я отвечаю за здравоохранение Кыргызстана. Минздрав платит деньги, ФОМС платит деньги в так называемый БНИЦТО. И никакого влияния не имеют. Никто из министров там не бывал, потому что все боялись за свои должности, потому что знакомые директора центра — везде», — сказал он.
Министр подчеркнул, что реорганизация БНИЦТО на пациентах не отразится.
«Они будут рады, что, наконец, пришел министр, который останавливает бардак в медицине. Вчера с коллективом встречался, даже санитарок назначают по знакомству. Я не боюсь никого», — заявил Бейшеналиев.
Должность директора ликвидируют
По словам министра, Джумабеков создал «себе центр из воздуха» в 2004 году, был другом всех президентов страны, оперировал их родственников и пользовался этим.
«Я вчера Джумабекова спросил: «Кто тебя назначил директором?» Его, оказывается, назначил Иса Омуркулов. А после этого, получается, он сам себя назначал директором, сам назначал себе замов и заведующих отделениями. Я говорю: «А кому ты подчиняешься? Раз сам себя назначил, сам себя и увольняй. Как министр здравоохранения я не могу тебя уволить, потому что я тебя не ставил», — сказал он 2 февраля.
Министр отметил, что после реорганизации должность директора центра ликвидируют, а главврача больницы будет назначать Минздрав.
«Пока кандидатуры нет, но будет управлять хороший парень», — добавил он.
«Пьяный» министр
Вечером 2 февраля в соцсетях распространилось видео, где Джумабеков говорит пациентам о ситуации вокруг БНИЦТО.
«Вы, наверное, слышали, что распространяются слухи о том, что меня якобы уволили, а больницу расформируют. Вчера, когда меня не было на работе, министр пришел на пятиминутку без предупреждения. Он пришел в восемь утра, наговорил всякого, был пьяным. Хотите ли вы, чтобы я продолжал работать?» — говорит он.
«Коррупции в больнице нет»
Джумабеков считает, что реорганизация БНИЦТО — «неправильный шаг» и это «погубит то, что строилось годами». Он уверен, что цель реорганизации центра — снятие его с должности.
Директор БНИЦТО отрицает все обвинения министра здравоохранения. Он отметил, что работает на законных основаниях и не назначает самого себя директором.
«У нас нет элементов коррупции, тендеры проходят идеально, а вся коррупция именно в тендерах. Наш центр, несмотря на все экономические трудности, вышел на мировой уровень. Имеются соглашения с научными центрами СНГ, налажено сотрудничество и с институтами Турции, Германии, Японии и другими странами. Крупные институты и центры травматологии нас уважают, приглашают, сотрудничают», — сказал он 3 февраля.
Он подчеркнул, что в БНИЦТО проводят операции по мировым стандартам.
«Даже если в палатах не очень, то операционные мы оснастили очень хорошо. При этом на импланты государство не выделяет ни сома, поэтому больные вынуждены их сами покупать. А операции проводятся бесплатно», — говорит он.
Министр «срывает гранты»
Джумабеков обвинил Бейшеналиева в том, что министр пытается сорвать грантовый проект по строительству новой больницы на 500 мест в Бишкеке, которую финансирует правительство Катара.
«У нас для этого есть четыре гектара земли. Участок государственный, и он останется у страны, у народа. Проект уже завершен. Для его разработки президент Садыр Жапаров выделил 20 млн сомов. Мэрия провела тендер для подготовки проектно-сметной документации. Катарское правительство строит бесплатно, а не в кредит. Министр, оказывается, пошел в посольство Катара и предложил построить здание в другом месте, но там сказали, что не перенесут. Это решение правительства иностранной страны», — сказал он.
По его мнению, именно этот проект стал причиной его противостояния с министром здравоохранения. Он считает, что министр хочет снять его с должности, чтобы сорвать строительство или взять его под свой контроль.
Митинг врачей
Меж тем 3 февраля возле БНИЦТО проходит митинг сотрудников этого центра против планов Минздрава преобразовать его.
Директор по научной части БНИЦТО Жаныш Сулайманов уверен, что преобразование — шаг назад, и это не реформы. Он заявил о том, что если Джумабекова снимут с должности коллектив центра готов пойти на радикальные меры.
Митинг против реформ Минздрава проходит не впервый раз. 1 февраля у Дома правительства прошел митинг женщин, страдающих раком молочной железы. Они были недовольны тем, что Центр маммологии при Наццентре онкологии и гематологии преобразовали в отделение. По их словам, после этого они столкнулись с очередями, а некоторые процедуры стали платными.
В Минздраве же заявляли, что реорганизация сделана в целях оптимизации научных учреждений при ведомстве. При этом, там подчеркнули, что реорганизация маммологического центра не отразится на пациентах и врачах.
Так какие планы у Минздрава на БНИЦТО?
О том, что БНИЦТО реорганизуют, стало известно 1 февраля.
По словам заведующего юридическим отделом Минздрава Азамата Жумакеева, Бейшеналиев поставил задачу по реорганизации центра примерно полгода назад, когда министерство здравоохранения объединяли с Минсоцразвития.
«На тот момент все организации должны были пройти реорганизацию, тогда и встал этот вопрос. Когда мы подняли документы БНИЦТО, оказалось, что с 2004 года они перерегистрацию вообще не проходили, и учредителями у них являются три организации — Минздрав, столичная мэрия и Бишкекский горкенеш. С того момента произошло очень много изменений. Тогда бишкекское управление Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) относилось к муниципалитету, а сейчас ФОМС при Минздраве», — сказал он в интервью ИА 24.kg.
*Минздрав и Министерство соцразвития и труда объединили в одно ведомство в начале февраля 2021 года. В новое министерство также вошли Соцфонд, ФОМС и Госслужба миграции. Однако в таком виде ведомство, которое называлось Министерство здравоохранения и социального развития, просуществовало недолго. Уже в ноябре 2021 года разделили ведомство на Минздрав и Министерство труда, социального обеспечения и миграции.
В сообщении Минздрава говорится, что преобразование БНИЦТО будет проводится после согласования с мэрией Бишкека. В ведомстве отметили, что согласно законам «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» и «О статусе столицы» Бишкекский горкенеш не может быть учредителем центра.
По словам Жумакеева, Минздрав уже направил письмо о пересмотре учредительства в мэрию Бишкека и там уже рассматривают этот вопрос.
Каким будет БНИЦТО после?
В Минздраве заявляют, что преобразование БНИЦТО проводится «в целях обеспечения населения качественной медицинской помощи».
По данным ведомства, городская клиническая больница скорой медицинской помощи будет многопрофильным специализированным учреждением города для оказания круглосуточной экстренной медицинской помощи населению при острых заболеваниях, травмах, несчастных случаях, отравлениях, а также массовых поражениях, катастрофах, несчастных случаях.
Какие реформы уже провел министр?
Ранее Алымкадыр Бейшеналиев рассказывал о том, какие реформы провел и что его за это ненавидят.
Бейшеналиев сказал, что устранил «махинации» в системе раннего выявления заболеваний. Также он отменил ряд медицинских программ, на которые государство выделяло деньги.
В числе реформ Бейшеналиева – закрытие ряда больниц.
«30 декабря 2021 года я объединил психиатрические больницы, наркологию, многие закрыл. Закрыл 13, сейчас уже 19 туберкулезных больниц, еще около 30 туберкулезных больниц я сократил», — сказал он.
Министр настаивал, что в больницах было мало пациентов, у врачей были надбавки, а туберкулез «во всем мире лечат амбулаторно».
По словам министра, решение о проводимых реформах он принимал, не советуясь с кабмином.
«Я никому не сказал: ни премьер-министру, ни депутатам, ни заместителям. Если бы сказал, они бы сказали, давайте сделаем пилотный проект, посмотрим. Реформы остановились бы», — рассказал.
Читать по теме: «Провожу реформы, когда журналисты отдыхают». Рассказываем, о чем новое интервью главы Минздрава