В 2021 году органы внутренних дел зарегистрировали 10 151 случай домашнего насилия. Об этом сообщили в пресс-службе МВД.

По данным МВД, пострадавшим от семейного насилия выдали 9 038 временных охранных ордеров. Из них 8 463 охранных ордера выдано пострадавшим женщинам, 311 – мужчинам и 264 – несовершеннолетним.

Ордеры также выдали лицам, совершившим домашнее насилие: 8 599 ордеров выданы мужчинам. Это означает, что подавляющее большинство случаев семейного насилия совершили именно мужчины. Еще 439 ордеров выдали женщинам, совершившим насилие. 

Наибольшее количество охранных ордеров выдали в Бишкеке, наименьшее – в Таласской области.

Что такое охранный ордер?

Охранный ордер — это специальный документ, который милиционеры обязаны выдавать пострадавшим от насилия и совершившему насилие, если они убедятся, что оно действительно происходит в семье. Ордер действует три дня, но его можно продлить на 30 дней.

Лицо, совершившее семейное насилие и получившее временный охранный ордер, обязано выполнить все условия, указанные в нем. Неисполнение им условий временного охранного ордера влечет уголовную ответственность и не прекращает его действия.

Однако, на самом деле, эти ордеры не всегда работают, как задумывалось. По словам адвокатессы кризисного центра «Сезим» Ракии Рахматовой, при получении охранного ордера есть две основные трудности: милиция не выдает его без сопроводительных писем адвокатов, а сам ордер нужно продлевать через три дня.

Глава фонда «ДИА» Авазкан Ормонова отмечает, что далеко не все пострадавшие от семейного насилия знают об охранных ордерах. Помимо этого, бывают случаи, когда заявление о семейном насилии в милиции отказываются принимать и не выдают ордеры.

Почему важно предотвращать семейное насилие?

В Кыргызстане с каждым годом учащаются случаи семейного насилия.

Зачастую пострадавшие от рук своих близких людей и родственников не могут обратиться в милицию из-за страха и давления. Даже если пострадавшие обращаются в милицию за помощью, добиться реального наказания для агрессора очень сложно. Большинство дел подпадает под административную ответственность, где виновник может отделаться штрафом или общественными работами. При этом агрессор, чувствуя свою безнаказанность, продолжает семейное насилие.

Именно семейное насилие зачастую приводит к смерти. Многие убитые женщины подвергались систематическим избиениям со стороны своих мужей и партнеров.

Глобальное исследование о гомициде (умышленное лишение жизни человека), проведенное в 2019 году, говорит о том, что женщин в основном убивают дома, а убийства совершают их ближайшие партнеры — мужья, любовники, приятели. Почти 60% убитых женщин во всем мире были лишены жизни их интимными партнерами.

Анализ «Клоопа» о фемициде в Кыргызстане показывает, что ситуация в Кыргызстане такая же. По данным Генпрокуратуры, за почти десять лет было возбуждено 762 уголовных дела по статье «Убийство», где убитой была женщина. Подавляющее число этих убийств было совершено мужчинами – в среднем, восемь из десяти.

*Фемицид — убийство женщины, совершаемое, как правило, мужчиной на почве ненависти к женщине, гендерной дискриминации, и/или в результате гендерного насилия при попустительстве государства.

В большинстве случаев убийство женщины совершалось на почве семейной ссоры. Поводом для агрессии со стороны мужчины в адрес женщины может стать все что угодно — любые бытовые вопросы или то, что женщина не выдержала и ушла от насильника.

При этом мужчины оправдывают свои действия тем, что не сдержались или разозлились из-за того, что женщина, по их мнению, сделала что-то не так.

Учитывая, что в последние несколько лет в Кыргызстане фиксируется около 7000 случаев семейного насилия ежегодно, а наказать агрессора очень сложно, пострадавшие женщины могут быть убиты в любой момент.

Согласно рейтингу Глобального индекса мира и безопасности женщин (WPS Index) Кыргызстан оказался самой небезопасной страной для женщин в Центральной Азии.

Журналистки «Клоопа» выяснили, что фемицид в Кыргызстане — прямое следствие семейного насилия.

Как женщины в Кыргызстане подвергаются насилию в семье и почему виновных сложно наказать

«Я бы ее все равно убил». Исследование «Клоопа» о фемициде в Кыргызстане

Защита для статистики. Что такое охранный ордер и почему он не работает, как задумано