Между русским Чебурнетом и туркменской блокадой: что ждет интернет в Центральной Азии

Иллюстрация: Алина Печенкина для «Клоопа»

Отключение интернета в Туркменистане отодвинуло в сторону угрозу глобального шатдауна Центральной Азии из-за войны в Украине и планов Кремля ввести «суверенный рунет». Но не отменило ее, поскольку основной трафик страны региона получают из России. Вопреки уверениям национальных операторов, что Кыргызстану и Казахстану ограничения доступа в сеть не грозят, опрошенные «Клоопом» независимые эксперты оценивают эту опасность как высокую.

День космонавтики, символизирующий прорыв общества к высоким технологиям, Центральная Азия встретила новостями об отключении интернета в Туркменистане. По данным Turkmen.news, еще в феврале местные спецслужбы перешли от блокировок IP-адресов отдельных пользователей VPN к полному отключению страны от крупнейших мировых хостинг-провайдеров. А к 12 апреля начались «ковровые блокировки»: как сообщает издание, внутри Туркменистана почти полностью уничтожены подсети vultr.com, digitalocean.com, hetzner.com, Microsoft Azure, Amazon, OVH, OneProvider. Теперь местные жители не могут открыть соцсети и сайты неподконтрольных местным властям СМИ даже через VPN. Проблемы с интернетом в стране подтверждают международная коалиция KeepItOn и служба Radar Cloudflare. По словам источников Turkmen.news внутри страны, «интернет начали превращать в локальную сеть между велаятами».

Эта новость, с одной стороны, отвлекла пользователей региона от обсуждения апокалиптических перспектив отключения от интернета России, через которую Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан получают трафик. А с другой – стала грозным предупреждением, что Северную Корею им вполне могут устроить и на национальных уровнях. Причем уже не первым: во время январских беспорядков интернет несколько раз отключали власти Казахстана. Цифровые правозащитники считают такие шатдауны верным признаком кровопролития – что, собственно, и произошло в Алматы.

Но еще более сильная тревога за доступ в интернет охватила пользователей Центральной Азии в марте, когда на фоне войны в Украине лондонский узел обмена трафиком LINX отключил «Ростелеком» и «Мегафон», а магистральные провайдеры Cogent и Lumen объявили об уходе из РФ. Беспокойства добавили беспорядочные и массовые блокировки антивоенных ресурсов внутри самой России, которая уже тогда явно проигрывала Украине на медийном фронте. В связи с этим в Нур-Султане и Бишкеке предположили, что Москва может попытаться решить проблему одним махом, перейдя к давно анонсированному «суверенному рунету».

Роскомнадзор замахнулся на кабели

Однако, судя по всему, Запад отключать Россию от интернета не намерен. Как показывают тесты, связность интернета после отключения от LINX там почти не пострадала, а угрозы Cogent и Lumen так и не были реализованы. Мало того, 8 апреля США внезапно ослабили санкции против России: теперь в страну вновь разрешен ввоз программного обеспечения, «железа», услуг и технологий, связанных с телекоммуникациями, интернетом, общением в сети. Причины послаблений не названы, но, похоже, Белый дом решил не отбирать у россиян и их соседей единственную альтернативу государственной пропаганде.

А вот угрозы России добровольно изолировать от внешнего мира свой сегмент интернета явно имеют под собой основания. Закон о «суверенном интернете», принятый три года назад, обязывает операторов связи установить оборудование DPI для глубокой пакетной фильтрации трафика, позволяющее Роскомнадзору (РКН) блокировать любой внешний ресурс. В 2021 году, после серии учений по изоляции Рунета, зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что страна технически готова отключить глобальный интернет.

Алексей Шкиттин, один из основателей интернета в России, вынужденный скрываться от преследования властей в Германии, подтверждает, что самоизоляция Рунета технически возможна уже сейчас. В начале марта в интервью The Insider он сообщил, что Роскомнадзор и ФСБ пытаются взять под контроль основу интернета – логическую инфраструктуру реестров IP адресов, системы доменных имен и таблиц маршрутизации.

28 февраля Роскомнадзор распорядился подготовить переход всех операторов в Национальную систему доменных имен РАРН, говорит эксперт. Когда это случится, государство, используя систему блокировок на узлах сети и совершенствуя системы DPI и СОРМ, может достичь тотального контроля над сетью.

После этого останется только взять под контроль источники иностранного трафика – кабели через границы. По словам Шкиттина, к первому марта Роскомнадзор потребовал от всех операторов отчитаться о своих зарубежных кабелях, которые, как считает РКН, должны полностью принадлежать российским компаниям. Это позволит отключать операторов уже на физическом уровне.

Как только это будет сделано, тогда и возникнет пресловутый «суверенный Рунет». Внешний трафик в нем будет идти через подконтрольные государству шлюзы, построить туннель VPN будет невозможно, а внутренний трафик будет дешифровываться и блокироваться. «Это будет изолированная система с собственной системой доменных имен и адресным пространством, то есть некая модель большого интернета, развёрнутая в отдельно взятой стране», – цитирует Шкиттина The Insider.

«Нашим пользователям беспокоиться не о чем»

Центральноазиатские операторы уверяют пользователей, что цензура Москвы их не затронет. Глава ассоциации операторов связи Кыргызстана Салават Ормошев не ожидает проблем с передачей интернет-трафика через Россию.

«Да, основной трафик мы получаем от магистральных провайдеров России и Казахстана, – рассказал он “Клоопу”, – но потоки данных идут к нам на глубоких уровнях по магистральным линиям связи. На этих уровнях, по международным соглашениям, данные поступают к нам полностью, без ограничений. Решения Роскомнадзора об ограничении доступа к каким-то ресурсам действуют сугубо на территории России и реализуются только в сетях местных операторов связи. На магистральных операторов, которые осуществляют транзит данных, это не распространяется».

По этой же причине, уверен Ормошев, Кыргызстану ничем не грозят и блокировки отдельных приложений и интернет-ресурсов для России со стороны Евросоюза и США. «Операторам Кыргызстана никаких уведомлений об ограничении интернета или даже о прерывании связи не поступало. Нашим пользователям беспокоиться не о чем», – заверил он.

Ранее похожий комментарий давал «Азаттыку» «Казахтелеком», а замминистра цифрового развития Казахстана Асхат Оразбек заявлял в парламенте, что, если даже Россия изолирует себя от интернета, Казахстан будет получать трафик через Китай.

Подключен к Китаю с 2011 года и Кыргызстан: «шанхайская» оптоволоконная ветка пропускной способностью 2,5 гигабита в секунду идет через Ош в Бишкек. Как сообщал тогда «Клооп», это подключение стало для кыргызстанцев альтернативой линии «Казахтелекома», который в 2008 году умудрялся ограничивать доступ к LiveJournal не только себе, но и соседям.

Но китайский интернет хорош только в качестве резервного, утверждают западные специалисты. Учитывая расстояния от Китая до первоисточников основного трафика – США и Европы, в качестве единственного канала он был бы слишком медленным и дорогим. А это значит, что альтернатив российским кабелям у Центральной Азии по-прежнему нет.

«Вас будут втягивать в “суверенный интернет”»

Независимые интернет-эксперты из России оптимизма центральноазиатских операторов не разделяют. Алексей Шкиттин в беседе с «Клоопом» предположил, что российские чиновники попытаются втянуть Казахстан и Кыргызстан в орбиту «суверенного рунета».

«В этом вопросе Россия может занять две позиции, – говорит он. – Первая: транзит физических каналов оставят без изменений, просто позволят операторам передавать трафик напрямую в Кыргызстан, без промежуточного переключения на узле обмена. По идее “суверенный интернет” не должен технически этому помешать, так как трафик через его узлы проходить не будет.

Но надо понимать, что все кабели проходящие по территории РФ, будут полностью контролироваться. Как я предполагаю, на территории России не будет кабелей, принадлежащим иностранным компаниям: они должны будут создать свои дочерние структуры или заключить соглашения с российскими операторами о пропуске трафика через их оптику. Вопрос, согласятся ли они на это.

Второй вариант: Россия может физически запретить транзитную передачу данных. В этом случае кыргызстанским и казахстанским операторам придется подстраиваться под “суверенный интернет”. В целом, я думаю, российские чиновники будут втягивать обе страны в орбиту “суверенного интернета”, так как они могут манипулировать пропуском трафика, вплоть до полного запрета».

Действия руководства России непредсказуемы, соглашается Михаил Климарев, директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета».

«Никто не знает, что будет с доступом стран Центральной Азии в интернет, если Россия решит изолировать Рунет, – признался он “Клоопу”. – Но, скорее всего, у Казахстана и Кыргызстана тоже будет “суверенитет”: на примере шатдаунов в Казахстане это уже было показано».

«В Центральной Азии правильно беспокоятся: им придётся либо оказаться внутри того же чебурнета*, либо искать альтернативные каналы связи, – комментирует ситуацию «Клоопу» Вадим Мисбах-Соловьев, технический эксперт Роскомсвободы и Privacy Accelerator. – Тут стоит понимать, что Интернет – это не какая-то сущность, к которой все подключены. Это скорее понятие, обобщающее в одно слово связь между разными более мелкими сетями, оборудованием, которое ее обеспечивает, и прочей инфраструктурой вокруг этого. То есть, “отключение России от глобального интернета” означает, что провайдеры из России не будут анонсировать, что через них можно достучаться до российских IP-адресов. И, в свою очередь, заграничные провайдеры не дают таких же анонсов им».

*В 2014 году российский сенатор предложил создать независимую внутрироссийскую сеть «Чебурашка». С тех пор термином «чебурнет» нередко обозначают отрезанный от внешнего мира российский сегмент интернета.

Физические каналы при этом, скорее всего, никуда не денутся – если, конечно, какой-нибудь полоумный фанатик в России не додумается физически уничтожать каналы связи, идущие за рубеж, рассуждает Мисбах-Соловьев. «Поэтому есть определённые шансы, что странам Центральной Азии даже особо строить ничего самим и не придётся [для обхода российских блокировок], и они смогут как-нибудь под ковром договориться о пропуске своего трафика через такие оставшиеся каналы», – надеется эксперт.

Сеть будет тормозить и дорожать

Еще одна проблема, которая может повлечь ухудшение качества связи для стран Центральной Азии – нехватка в России телеком-оборудования из-за покинувших страну Ericsson и Nokia. Шведы обеспечивали им российских провайдеров, а финны поставляли спецслужбам аппаратуру для слежки за пользователями. Интенсивное использование этих систем требует постоянного обслуживания и ремонта, а с запчастями ожидаются проблемы.

Поэтому власти для экономии решили снизить трафик. 28 марта Минцифры порекомендовало мобильным операторам ограничить безлимитные тарифы. Трафик уже сокращается: согласно отчету TelecomDaily, средняя скорость мобильного интернета в сетях LTE России снизилась на 0,6 Мбит/сек и продолжит падать. А вот тарифы, как предупредили россиян некоторые интернет-провайдеры и мобильные операторы, будут расти.

Подорожания интернета стоит ожидать и кыргызстанцам.

«Несмотря на рост нагрузки на сеть, который требует все больше аппаратной и программной мощности, национальные операторы стараются не повышать цены и даже снижают их, – убеждает “Клооп” Салават Ормошев. – Но все дорожает, а трафик оценивается в долларах. Будем надеяться, что курс [сома] удержится, и тогда повышение нам не грозит. Мы не можем гадать, как изменится [геополитическая] ситуация. В России с поставками сетевого оборудования ощущаются сложности. Такие события на нашем рынке тоже будут отражаться, и конечно это будет увеличивать себестоимость интернета».

При участии Александры Титовой