Президент Садыр Жапаров считает, что сажать экс-замглавы Гостаможни Райыма Матраимова и кормить его за счет народа – не имеет смысла. Так президент ответил на вопрос журналиста национального агентства «Кабар» о том, почему обещал посадить Матраимова, но не сделал этого.
«Мы же посадили. Посадили, 2 млрд 150 млн сомов заставили заплатить. Забрали торговый центр «Эльдорадо». В том числе 10 элитных квартир, которые раздали народу через Государственную ипотечную компанию», – ответил Жапаров.
Ранее власти заявляли, что Матраимов выплатил ущерб в 2 млрд сомов.
Имущество Матраимова
Президент рассказал, что всем соседним странам и в Дубай были отправлены запросы, с просьбой «предоставить список возможного имущества Матраимова и его преступлений», однако ответ пришел отрицательный.
Запросы отправили после того, как в 2019 году вышло журналистское расследование, в котором рассказывалось о коррупции в таможенной системе и вывозе из Кыргызстана 700 миллионов долларов. Раим Матраимов и его жена — одни из основных фигурантов материала. В том числе журналисты привели доказательства того, что у семьи Раима Матраимова есть несоразмерное доходам имущество в Дубае.
«Мы получили ответ, если даже было, то он распродал [имущество] в 2017 году, когда начался скандал. После того, как отобрали все, что у него было, более двух миллиардов сомов, выпустили. А зачем его держать в тюрьме и кормить за счёт народа? Не только Райым, сколько чиновников вернули имущество, деньги и вышли [на свободу]», – заключил Жапаров.
Также Жапаров добавил, что чиновники, обвиненные в коррупции, возместили в бюджет страны около 11 млрд сомов.
«Наличные средства напрямую поступают в казну. А имущество передается Фонду госимущества. Любой расследователь может обратиться в ГКНБ, прокуратуру и МВД, чтобы выяснять, куда переводятся средства. Это не секрет. Они дадут. Если не дадут, то обращайтесь ко мне», – сказал он.
«Кустуризация»
Юрист Нурбек Токтакунов 22 сентября на своей странице в Фейсбуке заявлял, что отправил запрос в Министерство финансов, чтобы узнать о средствах, поступающих в бюджет от «Кустуризации». Он говорил, что хотел выяснить, какая часть перечислена в бюджет и как они потрачены.
*«Кустуризация» — так власти называют их способ борьбы с коррупцией, который стал действовать в Кыргызстане с приходом к власти Садыра Жапарова. Так, обвиняемые в коррупции чиновники выплачивают определённую сумму ущерба, который оценивает ГКНБ, и остаются на свободе.
«Минфин мне ответил, что эти средства вообще не поступали в республиканский бюджет и так и остаются на депозитных счетах правоохранительных органов. Мировая практика бюджетного процесса говорит, что если эти средства, возмещенные за совершение преступления, не переводятся в республиканский бюджет, то они остаются бесконтрольными и, как правило, разворовываются», — заявил Токтакунов.
В Госкомитете эту информацию назвали «ложной» и заверили, что все средства перечисляются в бюджет государства и всё это контролируются органами прокуратуры.
Юрист Нурбек Токтакунов 24 сентября сделал еще одно обращение, в котором возмутился тем, что ГКНБ вместо того, чтобы привести данные по поступившим средствам, начал опровергать слова юриста. Спор Токтакунова и ГКНБ ничем в итоге не закончился — власти так и не ответили, куда уходят деньги, полученные от обвиняемых чиновников.
Коррупционер Райым Матраимов
Райымбек Матраимов более двух лет — с 2015 по 2017 годы — занимал должность заместителя главы кыргызской таможни. Однако в самой службе на разных должностях он проработал около 10 лет. За это время он наладил коррупционную схему совместно с подпольным кланом китайского бизнесмена Хабибулы Абдукадыра.
Всего клан Абдукадыра смог вывести из Кыргызстана как минимум 700 миллионов долларов США — и это только та сумма, которую журналистам удалось доказать.
После увольнения в конце 2017 года Матраимов остался в таможенном бизнесе — на этот раз он взял под контроль три важных таможенных терминала в Кыргызстане. Благодаря своим связям, он смог добиться того, что почти все грузы проходили именно через эти терминалы.
Точная сумма денег, которую Матраимов и его родственники заработали благодаря коррупционным схемам на таможне, до сих пор неизвестна. Однако признаки внезапного обогащения его семьи были налицо — журналистам, например, удалось найти дорогую недвижимость семьи Матраимовых как в Кыргызстане, так и за его пределами.
Схемы Матраимова и Абдукадыра стали достоянием общественности благодаря совместным расследованиям радио «Азаттык», «Клоопа», OCCRP и Bellingcat.
После расследования журналистов, суд признал Матраимова виновным в коррупции. Экс-чиновник в качестве наказания лишь заплатил штраф в размере 260 тысяч сомов.
Министерство финансов США 9 декабря внесло Райымбека Матраимова в «список Магнитского».Список Магнитского — санкционный список, в который вносят преступников и коррупционеров. Он назван по имени российского аудитора Сергея Магнитского, задержанного и умершего после того, как он рассказал о хищении бюджетных средств через незаконный возврат налогов.