На высокогорное золоторудное месторождение Кумтор будут организовывать туристические экскурсии. Об этом сообщила президентка Фонда поддержки развития туризма Елену Калашникову на пресс-конференции.

По ее словам, фонд 23 июня подпишет договор с Национальным холдингом «Наследие великих кочевников». Нацхолдинг является внешним управляющим ЗАО «Кумтор Голд Компани», которая разрабатывает рудник Кумтор.

«Любой желающий сможет записаться на экскурсию и своими глазами посмотреть на рудник. Это такой промышленный туризм», — сказала Калашникова.

Она сообщила, что возможно, экскурсия будет стоить примерно $500.

Споры вокруг рудника и трещина в карьере

Рудник Кумтор. Фото: сайт президента.

В начале апреля 2022 года Кабинет министров страны и Centerra Gold Inc. подписали предварительное соглашение о переходе месторождения Кумтор Кыргызстану. Тем самым стороны разрешили разногласия по управлению «Кумтором», которые возникли, когда власти Кыргызстана ввели внешнее управление в КГК в мае 2021 года.

«Месторождение Кумтор полностью и бесповоротно возвращено Кыргызстану», — объявил после подписания соглашения Садыр Жапаров.

В конце мая стало известно, что на Восточном борту центрального карьера образовалась трещина, которая может привести к сходу земляной массы. Сообщалось, что оттуда вывезли всех сотрудников и технику, а также прекратили добычу руды.

Также говорилось, что усилилось движение бортов центрального карьера.

Кабмин создал межведомственную комиссию, которая должна была изучить ситуацию на руднике Кумтор. Отмечалось, что члены комиссии должны дать «Кумтор Голд Компани» предложения по снижению и остановке скорости движения бортов.

Глава нацхолдинга «Наследие великих кочевников» Тенгиз Болтурук, комментируя ситуацию вокруг центрального карьера, заявил, что «это природное явление» и такое уже происходило на руднике.

С тех пор в самом «Кумтор Голд Компани» не сообщали о результатах работы комиссии. 23 июня пресс-секретарь нацхолдинга Назира Ахмедова на своей странице в Фейсбуке сообщила, что эксперты уже дали свои заключения госкомиссии, которая вынесет решение.

«Специалисты говорят о том, что это обычная рабочая обстановка, когда на бортах [возникают] такие вот трещины. Поэтому делать из этого политику и говорить о том, что работа прекратилась нет смысла», — отметила она.