Кабинет министров отказался от передачи международных аэропортов Оша и Бишкека во внешнее управление турецкой компании YDA INŞAAT. Об этом сообщил глава Кабмина Акылбек Жапаров.

Он отметил, что соглашение с турецкой компанией «не в полной мере отвечает интересам Кыргызской Республики». При этом он сообщил, что власти готовы сотрудничать с другими инвесторами.

«Мы готовы сотрудничать с любым инвестором, который сможет за два года полностью модернизировать оба аэропорта. Нам важно, чтобы наши воздушные гавани успешно работали в соответствии с мировыми стандартами и полностью отвечали интересам и безопасности государства. Также мы рассматриваем возможность реализации данного проекта за счет собственных сил. На это потребуется больше времени», — сказал глава Кабмина.

Передача аэропортов и критика

Кабмин намеревался напрямую, без проведения конкурса, передать во внешнее управление аэропорты Бишкека и Оша турецкой компании YDA INŞAAT на 39 лет.

29 июня на заседании парламента Акылбек Жапаров сообщил, что проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), чтобы модернизировать аэропорты.

По его словам, YDA INŞAAT пообещала за два года привлечь $450-501 млн, построить взлетно-посадочную полосу, новый аэровокзал и грузовой терминал.

Намерение Кабмина передать внешнее управление аэропортов иностранной компании вызвало обсуждение в парламенте и обществе. По мнению депутата Жанара Акаева, передача аэропортов Бишкека и Оша малоизвестной компании не отвечает интересам Кыргызстана. Он отмечал, что по этому вопросу нужно проводить открытый конкурс.

4 июля в интервью информагенству «Кабар» Акылбек Жапаров заверил кыргызстанцев, что проект принесет «большую пользу» стране.

«Этот инвестор [YDA INŞAAT] уже на протяжении 50 лет строит аэропорты по всему миру и имеет развитую логистику. Как только аэропорты Бишкека и Оша будут готовы, мы намерены открыть еще дополнительные рейсы. Самое главное, мы не отдаем наши аэропорты. Мы подписываем контракт, в котором прибыль будет делиться 50 на 50. Управление тоже будет совместным. Они же ведь не унесут все построенное с собой. Все будет под нашим надзором. Все мировые аэропорты-гиганты строились именно таким методом. Сейчас тоже в мире немало аэропортов, которые работают по такому принципу. Мы тоже хотим прировнять наши в число развитых. В данное время идут только переговоры. Если инвестор примет все наши условия, то мы можем подписать контракт», — делился планами глава Кабмина.

5 июля нардеп Жанар Акаев заявил, что YDA INŞAAT планирует инвестировать $557 млн долларов за счет взятого в банке кредита под залог самих аэропортов.