Обещанного три года ждут. Как власти много лет обещают избавить центр Бишкека от маршруток

121 маршрутка.

Мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров 5 июля пообещал, что к октябрю-ноябрю 2022 года центральные улицы столицы очистят от маршруток.

Такое обещание не ново — мэры столицы обещают сделать это постоянно.

Журналисты «Клоопа» решили вспомнить, как городские власти неоднократно обещали очистить центр столицы от маршрутных такси, но пока так и не добились этого.

Контекст: Маршрутные такси фактически являются главным видом общественного транспорта в миллионном Бишкеке. По данным вице-мэра города Бактыбека Абдиева на 19 апреля 2022 года, в Бишкеке работают лишь 185 троллейбусов, 85 автобусов и около 1200-1500 микроавтобусов.

Плюсы маршруток в том, что у них много маршрутных линий. Однако, они создают пробки и опасные ситуации на дорогах. Более того, некоторые микроавтобусы изначально не предназначены для перевозки людей.

Кураторка гражданской инициативы Peshcom Рада Валентина кызы говорит, что маршрутки также неудобны для маломобильных людей, так как туда не зайти с большим грузом или детской коляской.

Многоместные троллейбусы и автобусы вмещают намного больше людей, чем маршрутки. Сами чиновники неоднократно заявляли, что городу нужно, как минимум, 1300-1500 автобусов и троллейбусов для комфортного передвижения горожан и сокращения числа маршруток.

2009 год, сентябрь: «Маршрутки изжили свой век»

Бывший мэр Бишкека Нариман Тюлеев говорил о необходимости освободить центр города от маршруток еще в сентябре 2009 года. Тогда он предлагал пустить на линию 1 200 автобусов, которыми управляли бы, в том числе водители маршруток.

Он хотел, чтобы водители микроавтобусов таким образом стали работать на государство, однако отмечал, что те «привыкли работать на себя».

«Они понимают, что мы стараемся для города и свой век [маршрутки] уже изжили», — сказал он тогда.

2011 год, январь: Нужно больше автобусов и троллейбусов

Тогдашний вице-мэр Бишкека Торобек Имашов говорил, что прежде чем убрать маршрутки, горожанам надо предоставить альтернативу.

«Иначе снова будут протесты, пикеты. При этом муниципальный транспорт пока не может полностью обеспечить потребности столицы. Необходимо 500-600 большегрузных автобусов и 300-400 троллейбусов […] Вот когда мы обзаведемся машинами в достаточном количестве, с центральных улиц можно будет вывести все маршрутки», — отмечал он.

2012 год, июнь: «Необходимо еще 600 троллейбусов»

Занимавший тогда пост мэра Бишкека Иса Омуркулов говорил в июне 2012 года, что необходимо еще 600 троллейбусов, чтобы освободить весь город от маршруток. По его словам, троллейбусы «более целесообразны с точки зрения экологии».

2014 год, февраль: Убрать маршрутки за пределы города

Через три года, вице-мэр Имашов вновь пообещал избавить центр столицы от маршруток. Он говорил, что мэрия вместо них запустит в центре города 100 автобусов и троллейбусов.

«Так мы хотим снизить количество маршруток, которые часто нарушают правила дорожного движения. Мы хотим со временем переориентировать их на работу за пределами города», — говорил он.

2014 год, август: В центре будут только автобусы и троллейбусы

В том же 2014 году бывший вице-мэр Олег Попиков сообщил, что муниципалитет разбил Бишкек на три зоны. Он говорил, что в первой зоне планируют оставить только автобусы и троллейбусы, а микроавтобусам предлагают обслуживать вторую и третью зоны, то есть окраины города.

«Это наше видение, пока мы изучаем возможности муниципального транспорта. Также будем пересматривать маршруты движения бусиков. Бывает, что по одному направлению работают по несколько маршруток и муниципальный транспорт. Поэтому кто-то работает в ущерб себе», — отмечал он.

Троллейбус в Бишкеке, 2014 год. Фото: Виталий Белошапкин / Kloop.

2015 год, январь: «Бишкек приближается к транспортному коллапсу»

Тогдашний премьер-министр Джоомарт Оторбаев в январе 2015 года предложил убрать маршрутки из центра и ввести автобусы большой вместимости. Оторбаев заявлял, что «город приближается не просто к трудностям, а к транспортному коллапсу».

2015 год, февраль: Центр города будут обслуживать автобусы и троллейбусы

В пресс-службе мэрии тогда сообщили, что изменили схему движения 101 маршрутного такси и это позволит разгрузить центральные улицы в квадрате, ограниченном проспектом Чуй, улицами Московской и Абдырахманова, проспектом Манаса.

«Также намерены разгрузить улицы в районе Ошского рынка. Предполагается, что центральная часть города будет обслуживаться только муниципальным транспортом (автобусами и троллейбусами)», — отмечали в муниципалитете.

2015 год, февраль: «К 2017 все заменим автобусами большой вместимости»

Занимавший в 2015 году пост мэра Бишкека Кубанычбек Кулматов в феврале заявил, что муниципалитет планирует «к 2017 году весь общественный транспорт заменить автобусами большой вместимости».

«Разработана новая маршрутная сетка. В самое ближайшее время разместим ее в СМИ для обсуждения. Акцент делается на то, чтобы центр города уже сегодня начали освобождать от маршруток и полностью заменять их на большегрузные автобусы», — сказал он.

2015 год, март: С 2017 года маршруток в Бишкеке не будет

Через месяц Кулматов повторил свое обещание о том, что маршруток на дорогах столицы к 2017 году не будет.

«Есть намерение со временем убрать их [бусы] с линии и заменить автобусами. Однако сегодня мы ведем переговоры с частными перевозчиками о том, чтобы не мэрия, а они сами брали в лизинг автобусы. Есть банк, который будет инвестировать частные компании для покупки автотехники под гарантии государства», — сказал он.

2015 год, июнь: Нужна альтернатива

Тогдашний вице-мэр Бишкека Геннадий Милицкий посетовал на то, что у столичной мэрии пока нет альтернативы маршруткам в центре города.

«Только после того, как будут приобретаться многоместные машины, можно говорить о выведении маршруток из центра на периферию. Нужно делать то, на что хватает средств», — отмечал он.

2017 год, январь: «Маршрутки уберут в течение трех лет»

В январе 2017 года Албек Ибраимов будучи на посту мэра сказал, что власти смогут убрать маршрутки из центра Бишкека в течение трех лет. Он говорил, что вместо маршруток будут новые автобусы и троллейбусы, закупленные за счет китайского кредита.

2018 год, январь: «Даст бог, до сентября»

Тогдашний первый вице-премьер-министр Аскарбек Шадиев пообещал, что маршрутки из центра Бишкека уберут до сентября 2018 года. Он говорил, что в 2018 году власти закупят 350 новых автобусов на газе.

«Даст бог, до сентября. И до осени мы выведем микроавтобусы из центра Бишкека», — пообещал он.

Новый транспорт должен был курсировать по центру столицы, что, по идее властей, должно было позволить переместить все маршрутки на окраины города.

2018 год, июнь: «Маршрутки будут на второстепенных улицах»

Тогдашний градоначальник Бишкека Албек Ибраимов говорил, что у мэрии есть концепция «Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры».

«Она включает и решение проблем с общественным транспортом. После ремонта дорог изменятся маршруты. Бусики будут ходить по второстепенным улицам. По большим улицам — автобусы и троллейбусы», — отмечал он.

2018 год, ноябрь: Центр города необходимо разгрузить

Вице-мэр столичной мэрии Максим Ситников тогда сообщил, что правительство приняло постановление в сфере дорожной и экологической безопасности. Он говорил, что одним из пунктов было то, что центральную часть города необходимо разгрузить, введя туда общественный транспорт.

«Мы сейчас прорабатываем данный вопрос, после чего внесем в правительство свои предложения о возможности реализации поручения», — отмечал он.

2019 год, июль: Постепенно будем убирать

Тогдашний мэр Бишкека Азиз Суракматов отмечал, что разом убрать все маршрутки из центра столицы нельзя, потому что люди останутся без альтернативы.

«Не на такси же ездить. Маршрутные такси снимают напряжение, в том числе в жилых массивах. Но, с приобретением новых автобусов, постепенно будем убирать», — пообещал он.

2021 год, сентябрь: «Нужны 1,5 тысячи автобусов»

Вице-мэр Бишкека Руслан Акылбеков тогда отметил, что согласно постановлению правительства, в центре города должен курсировать муниципальный транспорт на газомоторном топливе. Он говорил, что для того, чтобы обеспечить потребности столицы, нужно примерно 1,5 тысячи автобусов.

«Если такое количество будет, то тогда микроавтобусы будут обслуживать жилмассивы, пригороды. Так и маршруточники не останутся без работы, и город будет чище, так как будет газомоторный транспорт», — сказал он.

2021 год, октябрь: Маршрутки будут на окраинах

Тогдашний вице-мэр Бишкека Таалайбек Орозов сообщил, что всю транспортную сеть столицы пересмотрят и разделят ее по зонам.

«Экотранспорту будет отдана большая часть, маршрутки уйдут на окраины. Сейчас проводим анализ существующих маршрутов. Часть из них сохранится, по ним ездит муниципальный транспорт», — говорил он.

2022 год, июль: Центр города освободят к осени

Нынешний мэр Бишкека Эмилбек Абдыкадыров также успел пообещать убрать маршрутки из центра города. На пресс-конференции, где он отчитался о 100 днях работы на своем посту, Абдыкадыров сообщил, что к концу 2022 года в столицу привезут новые автобусы.

По его словам, муниципалитет предложил компаниям-перевозчикам пересесть на них и работать по своим линиям. Он пообещал, что центр столицы от маршруток освободят к октябрю-ноябрю 2022 года.

Над материалом работали: Жаркынай Дженалиева и Мундузбек Калыков.