Оригинал материал опубликован на сайте Peshcom.
В Бишкеке живет около 320 тысяч детей в возрасте до 14 лет – такие данные за 2021 год приводит Нацстатком. Все они не только ходят в детские сады и школы, но и активно пользуются городской инфраструктурой, один из главных элементов которой — детские площадки.
Но доступны ли они для всех детей? Каково их качество? Соответствуют ли они стандартам? Мы изучили это на примере одного из местных территориальных управлений (МТУ).
«Тут все старое и голая земля»
Январь. Небольшой районный сквер посреди Рабочего городка пропах печным дымом от окружающих домов. По разбитому асфальту вдоль дырявого сетчатого забора, ограждающего детскую площадку, с трудом катит детскую коляску Аким — таксист и отец четверых детей.
В коляске сидит Султан* – двухлетний сын Акима. Замерзшими руками мужчина отвлекает его от не слишком комфортной поездки, пока тот не начинает капризничать. «Аа, ты пройтись хочешь, ну давай», — говорит он мальчику и вытаскивает его из коляски. Отец и сын огибают площадку и сквер и идут по дороге.
* имя изменено по просьбе отца мальчика
Разбросанный мусор, облезлые турники, пустая песочница и качели с горкой не привлекают ни Акима, ни Султана. «Мы тут часто гуляем, но здесь нет условий. Нужно, чтобы тут обновили все, почистили. Тут все старое и голая земля», — говорит мужчина, так и не заходя на территорию площадки.
В зимнее время встретить кого-то на ней непросто. Изредка дети праздно прогуливаются мимо до или после школы. Либо играют в футбол — если погода позволяет.
В теплое время года здесь иная атмосфера — пространство заполнено детьми разных возрастов. Все потому, что эта детская площадка — единственная на весь Рабочий городок.
По словам местных жителей, районные ведомства из года в год обещали благоустроить сквер, сделать в нем тропинки для прогулок, установить освещение, посадить новые деревья и отремонтировать детскую площадку. В начале лета в МТУ действительно обязались реализовать эти планы уже в этом году, и даже построить там футбольное поле.
На разорванном баннере, установленном на фоне начавшихся осенью работ по благоустройству, указано, что его инициировали несколько бишкекских депутатов совместно с мэрией. На реконструкцию сквера, по информации МТУ, из бюджета выделили 19 миллионов сомов.
Вне пешеходной доступности
Рабочий городок относится к МТУ №2. Этот район на западе Бишкека в основном состоит из частного сектора, однако в нем есть и многоквартирные дома. В мэрии нам сообщили, что на балансе этого территориального управления находится 25 детских площадок.
Однако с помощью картографического сервиса 2ГИС мы нашли здесь 32 детских и воркаут площадки: половина из них находится во дворах многоквартирных домов, и только две – среди частного сектора. Остальные расположены в скверах, на территории школ и училищ, а также в районах смежной застройки, где частные и многоквартирные дома находятся по соседству.
Детские площадки — это объекты повседневного пользования, поэтому, согласно строительным нормам разных стран, они должны находиться в пределах пешеходной доступности. В кыргызских нормах, зарубежных руководствах, а также вконцепции пешеходной доступности оптимальным расстоянием считается 300-400 метров, а время пути — около 5-10 минут пешком.
Изучив детские площадки* в МТУ №2, мы выяснили, что они находятся вне пешеходной доступности для жителей 63% домов.
При этом зачастую в Бишкеке территории многоэтажных домов закрыты — как минимум к двум площадкам во дворах многоэтажек из этого территориального управления доступ может быть ограничен.
Чтобы решить проблему недостаточного количества детских площадок и пешеходной недоступности к ним, здесь необходимо построить ещё как минимум 54площадки, которые будут расположены в разных частях МТУ.
30 минут пути, чтобы погулять с сыном
Света фотографирует мужа – тот поднимает четырехлетнего сына к турнику и помогает ему подтягиваться. В сквер под названием «Аллея журналистов», расположенный на пересечении улиц Айни и Бакаева, семья пришла аж из Нижнего Джала.
«Мы сюда пешком дошли минут за 30 – это очень долго. Нам сюда далеко ходить. Но у нас есть выбор: либо прийти [в этот сквер], либо гулять возле дома. Можно ещё в парк «Ынтымак», но туда уже нужно ехать на машине», — рассуждает Света.
Возле ее дома гулять негде, объясняет она. Всё, чем приходится довольствоваться, – это небольшая площадка во дворе. Из развлечений там – только горка.
Детскую площадку в сквере построили лишь в 2015 году. До этого он долгое время был заброшенным.
«Летом здесь очень хорошо, потому что много деревьев. Здесь прохладно, можно спокойно погулять, отдохнуть. Тут есть горки, качели, турники, воркаут-элементы – видно, что это более современная площадка, но уже не в очень хорошем состоянии», — рассказывает Света.
От четырех качелей в рабочем состоянии здесь осталась только одна, воркаут-снаряды тоже сломаны, а доски со скамеек кто-то оторвал.
По словам местных жителей, чтобы площадка продолжала работать, ее необходимо отремонтировать, а чтобы предотвратить дальнейшее разрушение — установить освещение и камеры, а также назначить ответственного, который будет следить за ней. В МТУ №2 нам рассказали, что в этом году денег на ремонт площадки не было.
Обыденность: горки и качели
По данным Департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии, в Бишкеке есть 817 детских площадок, которые обслуживают МТУ*. Получается, что в среднем на одну такую площадку приходится 391 ребенок до 14 лет — в Бишкекеживет около 320 тысяч детей.
Согласно кыргызским строительным документам, минимальная площадь детской площадки рассчитывается из нормы в 0,7 квадратных метра на одного ребенка.
Мы замерили примерную площадь детских площадок в МТУ №2 с помощью сервиса Google Earth, и, учитывая плотность населения в этом районе, выяснили, что, как минимум, четверть из них меньше необходимых размеров.
Бросается в глаза и однообразие детских площадок, которые в основном состоят из типовых элементов: горок, качелей, лесенок, песочницы и турника. Похожие детские площадки можно заметить и во всех остальных частях города.
«Дела с детской инфраструктурой в Бишкеке обстоят плачевно. Все детские площадки у нас в городе либо старые, металлические, установленные еще в советское время, либо новые, но пластиковые и «ядовитых» цветов. Все элементы стандартные: горка, качели, изредка – турник. Дети играют там практически от безысходности», — говорит Сайра Турдумамбетова, менеджерка общественного фонда «Городские инициативы», который занимается изменениями городской среды и работой с сообществами.
Ограниченность инфраструктуры приводит к тому, что детям просто неинтересно играть на этих площадках. По словам Сайры, им не хватает интерактивных элементов, которым они сами бы придумывали применение, разные сценарии игр.
«Именно такие элементы и развивают воображение. […] Фантазия вообще неиссякаемая у детей. А их загоняют в рамки убогих стандартных детских площадок. Еще не хватает использования натуральных природных материалов. Все площадки — металл и пластик. Детям, особенно маленьким, очень важен сенсорный, тактильный опыт. Они ведь именно так и знакомятся с миром», — объясняет она.
Доступность детской инфраструктуры
Согласно строительным нормам, при благоустройстве жилых домов рядом с ними обязательно нужно устанавливать детские площадки. Однако зачастую о детях вспоминают в последнюю очередь и делают стандартные площадки «для галочки».
А правила благоустройства Бишкека, где сказано, что все малые архитектурные формы на детских площадках должны быть в исправном состоянии, постоянно нарушаются.
Таким образом, доступ к качественным и разнообразным детским площадкам имеют только некоторые горожане, например, те, кто живет в центре, рядом с крупными парками или в дорогих новостройках.
«Детские площадки на [бульваре Эркиндик] или в новых парках в южных микрорайонах — не у всех родителей есть возможность привозить туда своих детей каждый день. А подобная инфраструктура должна находиться в пешей доступности. Это формирует неравенство в доступе к базовой городской инфраструктуре у горожан», — говорит Сайра Турдумамбетова из «Городских инициатив».
Кроме того, в строительных нормах прописано, что в крупнейших городах, таких как Бишкек, «наряду с парками городского и районного значения необходимо предусматривать специализированные детские парки». Их размеры должны исходить из расчета 0,5 квадратных метра на ребенка.
В мэрии нам не ответили на вопрос, есть ли в Бишкеке такие парки.
По словам Дарьи Уткиной, международного консультанта детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), ещё одна проблема доступности и комфорта детских площадок заключается в том, что они выполняют роль и других всевозможных общественных пространств. А из-за этого происходят конфликты — слишком много групп жителей претендует на них: дети, подростки, взрослые, пожилые и даже владельцы собак.
Почему детские площадки в Бишкеке в таком состоянии?
Ежегодно мэрия выделяет из городского бюджета по 400 тысяч сомов на ремонт и содержание детских площадок в четырех районах города.
Таким образом, в среднем на содержание одной площадки выделяется всего около 500 сомов в год.
«Из местного бюджета выделяются финансовые средства для мелкого ремонта — покраски, сварочных работ. Выделяемых средств недостаточно для капитального ремонта детских и спортивных площадок», — рассказывают в Свердловском акимиате.
Планы мэрии
В муниципалитете нам рассказали, что все же планируют увеличивать количество детских площадок с помощью привлечения бизнес-сообщества и строительных компаний.
«Также будут построены детские площадки по линии наказов (поручений) избирателей депутатов городского кенеша и на средства мэрии», — ответили в ведомстве. Например, в Первомайском районе в 2022 году было заложено строительство 17 детских площадок, а в Ленинском — 15.
О других планах по развитию детской инфраструктуры в Бишкеке мэрия не сообщила. В программе социально-экономического развития города на 2021-2026 годы «Бишкек-2026. Благоустроенная и зеленая столица» внимание развитию инфраструктуры для детей и вовсе не уделяется.
Какой должна быть детская инфраструктура?
В первую очередь, детская площадка должна быть интересна ее пользователю — ребенку. Для этого нужно учитывать потребности детей разного возраста, пола, телосложения, состояния здоровья и так далее.
Однако сами площадки могут быть аккуратно разделены на зоны – например, для самых маленьких и для детей постарше. Мягкое зонирование можно сделать с помощью цветов, кустов, искусственных неровностей или интересных инсталляций.
Коммуникация между детьми разного возраста — одна из важных составляющих, считает Юлиан Рихтер, немецкий инженер и эксперт по детским и игровым зонам.
Самое важное, с точки зрения Рихтера, не то, какие площадки можно строить, а то, как их нужно делать, ведь само место — только объект для игры. В каждом проекте должны быть заложены возможности, помогающие ребенку обучаться навыкам принятия собственных решений.
При установке детских площадок нужно не забывать и о принятых нормах. В 2017 году Кыргызстан принял технический регламент стран ЕАЭС «О безопасности оборудования для детских игровых площадок».
Например, в документе сказано, что площадки должны быть безопасными, сделанными из прочных материалов, нескользкими. Игровые зоны должны иметь противоударные покрытия – например, из песка, опилок или резины. А для детей и взрослых должны стоять таблички с информацией о правилах использования и контактами экстренных служб.
Сама инфраструктура для детей не должна ограничиваться только детскими площадками. В Бишкеке практически нет бесплатных и открытых для любого желающего футбольных, баскетбольных и волейбольных площадок или теннисных кортов — их лишь изредка можно встретить в некоторых частях города в разбитом состоянии, либо платными.
«Дети просто хотят быть услышанными»
Сайра Турдумамбетова из «Городских инициатив» отмечает важность соучастия детей, которого не хватает в Бишкеке, при проектировании площадок для них.
«У детей — настоящих конечных пользователей пространства — никогда не спрашивают, чего они хотят. А если и спрашивают, то это все в формате: «Горки хотите? Велодорожку хотите?» То есть, проектировщики сами наталкивают на те идеи, которые им выгоднее, удобнее и легче воплотить. С настоящим соучастием никто не хочет заморачиваться. А это невероятно интересный процесс», — объясняет она.
Соучаствующее проектирование — один из методов, который используют в других странах для того, чтобы люди были вовлечены в систему принятия решений, а городские пространства были комфортны для всех.
Соучастие детей формирует у них чувство ответственности и понимание того, что они имеют право на свой город, район, двор. Так они учатся формировать запросы и отстаивать свое мнение. «На самом деле, и дети, и подростки просто хотят быть понятыми и услышанными», — говорит Турдумамбетова.
Общественный фонд «Городские инициативы» вместе с жителями жилмассива Бакай-Ата в течение нескольких лет создавал общественное пространство на территории школы №85. Детям, подросткам и даже пенсионерам предложили спроектировать свои идеи через игру Майнкрафт, интерактивные карты и другие методы вовлечения.
По итогам проекта в Бакай-Ате, «Городские инициативы» разработали руководство по соучаствующему проектированию, которое презентовали сотрудникам муниципалитета в надежде, что и мэрия начнет использовать этот метод. «Я просто мечтаю, чтобы мэрия была более открытой к новым методам и идеям, – говорит Турдумамбетова. – Чем больше людей будет вместе с нами биться об стену непонимания важности соучастия, тем быстрее мы ее сломаем».
Автор: Алексей Журавлев
Редактура: Рада Валентина кызы, Дмитрий Мотинов