В прошлом созыве Жогорку Кенеша был такой депутат – Абдимуктар Маматов. Типичный постсоветский бизнесмен от номенклатуры: при СССР – рабочая биография, после – карьера в госпредприятиях и бизнесе в сфере поставок нефтепродуктов, затем – политика.

Его сын Акылбек унаследовал интерес отца к нефти. Он – владелец одной из крупнейших и «первой национальной» сети заправок в Кыргызстане Red Petroleum. Занимается импортом нефти из России, а с 2015 года – участвует в госзакупках.

С 2015 по 2020 год его компании «Биорг Ойл» и «Альфа Ойл» выручили на тендерах и прямых поставках государству миллиард сомов. Интересно, что успехи Акылбека в госзакупках начались именно тогда, когда его отец избрался в Жогорку Кенеш и вошел в его топливный комитет. По закону родственникам чиновников участвовать в госзакупках нельзя, но на это все закрывают глаза. Подробно об этом «Клооп» уже писал.

Но выяснилось, что не только Маматов-младший приносит в семью миллиарды с поставок нефтепродуктов государству. За несколько месяцев до перевыборов парламента в октябре 2020 года, когда Абдимуктар Маматов лишился кресла в Жогорку Кенеше, участвовать в тендерах начала еще одна компания, связанная с семьей – «Кыргыз Нафта». По документам эта фирма занимается добычей бурого угля, а ее учредителем и директором выступает молодой бизнесмен Санжар Абилов – племянник жены экс-депутата Маматова Турдухан Абиловой.

Дела «Кыргыз Нафты» сразу пошли в гору: за прошедшие годы она заключила более 2300 госконтрактов на общую сумму 647 млн сомов.

«Альфа Ойл» сына Маматова тоже даром времени не теряла. С 2019 по 2022 год компания подписала более 1800 контрактов на общую сумму 685 млн сомов. Причем пятая часть этих денег досталась компании без торгов – по договорам, заключенным с закупающими организациями напрямую.

Но и там, где торги формально были, конкуренция зачастую была не настоящей. Часто две компании семьи Маматовых одновременно участвуют в одних и тех же тендерах, и одна из них обязательно выигрывает. «Клооп» выяснил, что с августа 2020 года «Альфа Ойл» и «Кыргыз Нафта» как минимум 145 раз участвовали в тендерах только вдвоем, без конкурентов. Общая сумма заключенных в результате договоров – 25,7 млн сомов.

По сравнению с общей выручкой компаний на госзакупках эта сумма кажется не такой уж и большой. Но именно на этих тендерах хорошо просматривается выгода от использования «колец коррупции» – схемы, при которой две связанные между собой компании вместе заявляются на тендер, чтобы сымитировать конкуренцию и обмануть закон о госзакупках.

Как работает схема?

Тендер – это процесс государственной закупки товара или услуги, при котором закупающая организация объявляет, что именно и по какой максимальной цене она хочет купить. А участники тендера предлагают свои цены, по которым они готовы продать товар – но не выше максимальной. Выигрывает тот, кто назовет наименьшую цену.

В условиях реальной конкуренции каждый участник тендера старается выиграть и предлагает максимальную скидку. Но если участники торгов заранее знают, кто и сколько предложит, скидку можно сделать не такой уж и большой.

Так, в тендерах, где участвовали компании семьи Маматова, предложенные ими цены отличались друг от друга зачастую на десятые и даже сотые доли процентов. А иногда обе ставки и вовсе совпадали с максимальной ценой контракта.

Удивительно, но обе компании не прячут свои связи. В «Альфа Ойл» учредителем до сих пор числится сын экс-депутата Акылбек Маматов. Его двоюродный брат Санжар Абилов работает директором в другой фирме Акылбека – строительной компании «ОКС». Одновременно Абилов руководит еще одной семейной компанией «ТОРУ», где учредитель – мать Акылбека Маматова Тухдухан Абилова. А еще молодой человек успел поработать менеджером в принадлежащей Маматову сети заправок Red Petroleum, указано в его соцсетях.

В «Кыргыз Нафте» журналиста «Клоопа» обещали связать с коммерческим директором, но пожаловались, что сами не могут до него дозвониться. У «Альфа Ойл» в базе Минюста не указан номер телефона, а в контакт-центре сети Red Petroleum не смогли найти номер PR-отдела компании (на ее сайте он тоже не указан). Сам Абдимуктар Маматов ранее заявлял «Клоопу», что к бизнесу детей отношения не имеет.

Подытожим: у одной семьи есть две компании, которые совместно участвуют в госзакупках. Зачастую вовсе без конкуренции – они либо заключают договоры с закупающими организациями напрямую, без торгов, либо участвуют в тендерах вместе, лишь имитируя торги. Таким образом обе компании по сумме выигранных тендеров стали четвертыми в стране поставщиками нефтепродуктов для государства.

По закону компании, связанные с людьми, занимающими высшие политические должности в государстве (к ним относятся и депутаты парламента), не должны допускаться к участию в тендерах. Однако обе компании – и «Альфа Ойл» и «Кыргыз Нафта» – участвовали в торгах в то время, когда Абдимуктар Маматов не просто заседал в парламенте, но и входил в профильный топливный комитет.

Но и после ухода Маматова с должности, его родные продолжают нарушать закон – по нему в тендерах не могут участвовать компании, чьи учредители и руководство связаны друг с другом бизнес-интересами. Их заявки на тендер должны отклонять.

Над материалом также работали:

Анастасия Гаджиева,

Мундузбек Калыков