За последние несколько недель стало ясно, что российским активистам, выступающим против вторжения России в Украину, небезопасно находится в Кыргызстане.

Этому свидетельствуют задержания российской политической активистки Алены Крыловой, которую суд водворил в СИЗО-1 Бишкека до 6 июля и задержание активиста Льва Скорякина из движения «Левый блок».

Кроме этого кыргызские спецслужбы уже успели вывезти в Россию российского активиста Алексея Рожкова. На родине на него завели уголовное дело после того как он поджег военкомат, чтобы выразить протест против российского вторжения в Украину.

Также еще до этих трех случаев, в марте в Бишкеке из-за давления закрылся общественный центр «Красная крыша», открытый российскими активистами. Тогда организаторы центра говорили, что за время работы центра они «познали палитру воздействий силовых структур».

Правозащитница Динара Ошурахунова считает, что не только активистам из России, но и самим кыргызстанцам нужно понимать, что «влияние российских спецслужб в нашей стране усиливается». Об этом она сказала в интервью «Клоопу».

«Потому что, как так могло получиться, что ни в одной другой стране, куда ринулись релоканты из России, мы не слышим о таких задержаниях. Или может быть они есть, это все происходит не публично», — говорит она. 

По ее словам, те же организаторы «Красной крыши» уже не проявляют активности, так как «опасаются негативной реакции со стороны спецслужб». 

Ошурахунова считает, что война в Украине, развязанная Россией, негативно сказывается на правах и свободах человека в странах Центральной Азии.

«Мы видим, как Кремль пытается окучить наши власти. Я думаю все влияет на ситуацию с правами и свободами человека», — сказала правозащитница.

Она отметила, что до этих арестов и вывоза активистов, считалось, что российским активистам безопасно находится в Кыргызстане. 

«Они сами много читали, что Кыргызстан — это островок демократии в Центральной Азии и скорей всего они предпочли нашу страну, — подчеркнула она. Но оказалось, что это не так. Сейчас это не островок демократии, и у нас происходит негативная тенденция и это сильно влияет на свободу активистов из России».

Ошурахунова считает, что сейчас российские активисты уже не надеются на то, что кыргызское законодательство хоть как-то может их защитить. По ее словам, понимание этого пришло после экстрадиции кыргызского журналиста Болота Темирова и вывоза российского активиста Алексея Рожкова в Россию.

«Они понимают, что в нашей стране [находиться] не безопасно. Скорей всего они будут стараться отсюда уехать, чтобы не попасть под арест и экстрадицию», — предположила она.

Отвечая на вопрос о возможном политическом убежище, которое могут запросить активисты, Ошурахунова сказала, что она не знает ни одного случая, когда Кыргызстан дал бы политическое убежище людям, которые скрываются от авторитарного режима на своей родине.

«К нам сбегали из Казахстана политические активисты, все считали, что у нас демократия, потом на своем примере они убеждаются, что это совсем не так. […] Наши спецслужбы ловят и передают властям [другой страны]. Это очень плохо, потому что это нарушение обязательств, которые Кыргызстан взял на себя, когда ратифицировал международный пакт о гражданских и политических свободах и другие международные договора», — сказала правозащитница.