Бизнесмена и общественного активиста Арстанбека Абдылдаева, более известного как Арстан Алай, 5 января нашли повешенным в специальном лечебно-исправительном учреждении №31. Так утверждают власти. Обстоятельства задержания и смерти человека, породившего веселый мем «Зима не будет», очень странные и вызывают вопросы. Тем более, что это — лишь одна из череды загадочных смертей задержанных.
Арстан Алай вышел из дома 13 декабря 2023 года и пропал. 15 декабря, после того как близкие начали розыск, выяснилось: он находится в СИЗО ГКНБ. В спецслужбе заявили, что Алая задержали и посадили под стражу «в целях принятия неотложных мер по оздоровлению религиозной ситуации» (закона, по которому человека можно посадить «для оздоровления религиозной ситуации», в Кыргызстане нет – «Клооп»).
По утверждению ГКНБ, в соцсетях, книгах и брошюрах Алая содержатся призывы к религиозной вражде и «пропаганда идентичности граждан по признакам религиозности» («пропаганда идентичности» в УК и УПК КР вообще не упоминается – «Клооп»). «Он считает себя “новым Богом”, “спасителем”, а другие религии, верования и взгляды считает неполноценными, слабыми и недействительными заблуждениями, дает им отрицательную оценку», — говорилось в сообщении Госкомитета.
Заявления Абдылдаева могли не нравиться и светским властям. Так, год назад Абдылдаев в одном из интервью критиковал президента Кыргызстана Садыра Жапарова и заявлял, что в стране скоро случится очередная революция.
Слухи о смерти Арстана Алая стали распространяться в соцсетях еще 23 декабря, задолго до официального объявления об этом. Тревога у его близких усилилась 28 декабря, когда Абдылдаева не привезли на суд по изменению меры пресечения (адвокат Кайсын Абакиров говорит, что суд заключил Алая под стражу, нарушив Уголовно-процессуальный кодекс).
Не спишь по ночам? Отправляйся в колонию
В тот же день, 28 декабря, родственники и адвокаты Алая узнали, что его тайно перевели в колонию из СИЗО. А через неделю Служба исполнения наказаний сообщила, что рано утром 5 января Алай был найден повешенным в столовой колонии №31.
«Никто не знает, зачем его туда этапировали, — говорит его дочь Аксана Арстанбекова. — Когда мы спросили причину, нам сказали, что он беспокоен по ночам и не может спать. Это не должно быть причиной перевода. Следствие ведет ГКНБ, но его поместили в СИЗО-1. Таких загадочных обстоятельств много».
Перевод Арстана Алая из СИЗО в колонию №31 в ведомстве объясняют рекомендацией врача-психиатра.
«После прибытия в колонию №31 29 декабря обвиняемый Абдылдаев обратился к врачам с жалобами на периодические боли в сердце, головные боли, шум в ушах, боли в желудке (после приема пищи), частое переутомление. По итогам осмотра, выставлен предварительный диагноз: “Неуточненное психотическое расстройство личности, коронарная болезнь сердца (КБС), гипертоническая болезнь очень высокого риска” и принято решение о необходимости проведения консультации кардиолога, гастроэнтеролога, и комиссионного осмотра врачей-психиатров в условиях РЦПЗ для уточнения клинического диагноза», — рассказали в ведомстве.
Непохоже, что он повесился сам
В Службе исполнения наказаний утверждают, что Арстан Алай повесился. «При первичном осмотре трупа, телесных повреждений обнаружено не было», — сообщили в СИН.
Позднее власти обнародовали несколько эпизодов нечеткого видео из помещения с кроватями. На нем видно, как в 3:54 (утро это или день, непонятно) человек в домашней одежде, лицо которого сложно рассмотреть, неспешно копается в вещах на кровати, достает оттуда нечто, похожее на короткий негнущийся ремень или шнур (на вид не более метра в длину), а потом так же неспешно выходит в общий коридор с полотенцем (ремня или шнура в его руках уже не видно). Человек на видео очень спокоен.
Следующий фрагмент видео, снятый, если верить цифрам в правом верхнем углу, в 3:58, показывает, как обитатель помещения точно так же неспешно наливает себе в кружку воды, а потом выходит с этой кружкой в тот же общий коридор. Делает он это спокойно, и выглядит скорее сонным.
Внимание: В этой части текста был аргумент о том, что повеситься на шнуре от электрочайнике сложно. Однако, по словам СИН, Арстан Алай повесился на полотенце и шнуре, поэтому мы убрали эту часть текста.
Родственники и некоторые правозащитники не верят в суицид и винят во всём беззаконие в стране. «Его дух был силен, он не сделал бы такого», — сказала дочь Арстана Алая Аксана Арстанбекова «Азаттыку».
Арстан Алай имел репутацию чудака: прославился как автор мема «зима не будет», называл президента России Владимира Путина «биороботом», а в 2019 году объявил себя богом. Тем не менее, он был не бедным человеком, а значит неглупым.
Алай занимался оптовыми поставками нефтепродуктов, с 1994 по 2000 годы возглавлял Кыргызско-китайские предприятия в Бишкеке. С 2000 года — учредитель и генеральный директор ОсОО «Ауирдин», владеющего рядом автозаправочных станций. Что будет теперь с его бизнесом, неизвестно.
Дети в подвале играли в гестапо
За последние пару лет это уже как минимум четвертая загадочная смерть известных задержанных в Кыргызстане.
10 июня 2022 года скончался политолог Марат Казакпаев, больше года просидевший в СИЗО ГКНБ по подозрению в госизмене. За день до этого у него случился инсульт. В чем именно его обвиняли, осталось загадкой.
18 июня в СИЗО ГКНБ умер зампред правления «Айыл банка» Бакыт Асанбаев, задержанный по делу о коррупции в апреле 2022 года. В спецслужбе заявили, что он совершил суицид в санблоке, где находился вместе с еще тремя обвиняемыми. Родственники Асанбаева сообщили, что при вскрытии тела обнаружили переломы ребер и ключицы, а на локтях были гематомы.
30 июля 2023 года в СИЗО-1 нашли убитым известного бандита Чынгыза Джумагулова, известного как Чынгыз Доо. В СИН сообщали, что в убийстве кримавторитета на почве «личных неприязненных отношений» признался его сокамерник.
28 декабря в больнице скончался бывший аким Кочкорского района, хозяин рынка «Аксу» Курманбек Байтереков. В начале декабря он попал в СИЗО ГКНБ как причастный к организации притона для иностранцев. Утверждается, что он умер от сердечного приступа после перевода в частную кардиоклинику Bi Card. Байтереков входил в число богатейших бизнесменов: как и Арстан Алай, он занимался поставками нефтепродуктов и владел АЗС.