Пока мир осуждает репрессии против журналистов в Кыргызстане, власти страны давят на акынов, манасчы и стендаперов. Их вынуждают молчать или поддерживать режим, а если они продолжают шутить над политиками, отлучают от сцены. Эмиграция не выход: для большинства артистов это равносильно отказу от профессии и призвания.

Акыны Нурсултан Малдыбаев и Азамат Асанбеков, как и многие в Кыргызстане, критиковали изменение государственного флага, внезапно инициированное президентом Садыром Жапаровым. На фоне гор они пели о том, что проблема не во флаге, а в самой власти, и что менять нужно не флаг, а власть имущих, которые грабят народ. В тик-токе и в фейсбуке на странице акына Нурсултана Малдыбаева видео с этой песней набрало десятки тысяч просмотров, тысячи репостов и лайков.

Но после того как на площади, под одобрение главного идеолога страны, госсекретаря Сүйүнбека Касмамбетова и главы кабмина Акылбека Жапарова, почетный караул вывесил новый флаг, Малдыбаев и Асанбеков вдруг запели совсем другую песню — с призывом объединится под одним флагом.  

«Манас» теперь — это президент и глава ГКНБ

«Флаг наш поменяли и повесили, давайте теперь не будем ругаться с друг другом, а будем стремиться к знаниям,… — поют теперь эти же акыны. — У красного флага поменялись лучи, возможно это был хороший замысел». Акыны призывают граждан не ругаться с друг другом, поясняя, что «Москва не сразу строилась», и это еще одно божье испытание. Поэтому нужно просто сплотиться под одним флагом. Ведь на самом деле народ знает, кто есть кто.

Когда Малдыбаев и Асанбеков все это пели, за ними уже не было гор, а между ними стоял Азиз Биймырза уулу — директор «Кыргызского государственного театра “Манас”», где выступают акыны. «Покаяние» акынов показали по государственному каналу.

Меняют свою позицию акыны и в соцсетях. Нурсултан Малдыбаев написал в комментариях в Facebook, что закон принят, ничего с этим поделать нельзя, поэтому он хочет, чтобы народ был единым, жил в согласии и чтобы люди не ругались с друг другом.

Депутат парламента и поэт Мирлан Самыйкожо раскритиковал руководство театра. «Не нужно было опускать достоинство акынов таким образом», — сокрушается он.

Директор театра «Манас» подтвердил «Клоопу», что является руководителем Малдыбаева и Асанбекова. Но заверил, что не давил на них. И вообще, раньше он тоже критиковал замену флага. А теперь решил поддержать ее. А встать между акынами его попросили журналисты, потому что на его куртке был микрофон, объяснил Азиз Биймырза уулу.

Пошел на компромисс с властями и бывший руководитель культурно-этнографического комплекса «Манас айылы», манасчы Дөөлөт Сыдыков. Он выступал против плана чиновников отобрать у комплекса 5 соток земли и разбить на нем парк новой Администрации президента (помпезный дворец для Садыра Жапарова строят на месте гостиницы «Иссык-Куль» в Бишкеке). 

В мае 2022 года после «предупреждений» от президента Сыдыков уволился и покинул страну. Но недавно он выложил у себя в Facebook совместное фото с главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым. Он сообщает, что вернулся в Кыргызстан, благодарит Ташиева за теплый прием и поддерживает его идеи по прославлению «Манаса».

Камчыбек Ташиев и Дөөлөт Сыдыков. Фото: Фейсбук-страница Сыдыкова

Шутки за 300 вместо политики

Народных певцов в Кыргызстане преследуют не так сильно, как независимых журналистов. Напомним, что 15 января силовики обыскали и вызвали на допрос по статье «о пропаганде войны» сотрудников 24.kg. 16 января, после обысков и допросов, были отправлены в СИЗО по статье о «призывах к массовым беспорядкам» журналисты и бывшие сотрудники медиапроектов Болота Темирова. Но политическое давление на работников культуры тоже усиливается.

После Нового года акын Арген Биймырза уулу предупредил, что 17 января на концерте в честь юбилея покойного акына Элмирбека Иманалиева не будет его коллег — Акматбека Султана уулу, Изат Айдаркуловой, Нурайым Бактияр кызы и Аккыз Абасбековой. По словам Аргена, всем им запретили участвовать в концерте председатель Республиканского общественного фонда «Айтыш» (он объединяет акынов — ред.) Асылбек Маратов и его приближенные. Причина в том, что «идеология» этих акынов не подходит организаторам концерта. Маратов уверяет, что на концерт звали всех, и каждый сам решал, идти ему или нет.

Эта история закончилась компромиссом. Арген и его коллеги получили много звонков и сообщений в их поддержку. В итоге консульство Кыргызстана в Анталии пригласило их в Турцию, и непослушные акыны дали концерт там — подальше от массовой кыргызской аудитории.

Однако так бывает не всегда. 16 января вместе с бывшими и действующими журналистами команды Болота Темирова был задержан и заключен под стражу на два месяца акын Азамат Ишенбеков из проекта «Айт Айт Десе» (еще один медиапроект Болота Темирова — ред.). Он активно критиковал власть и пел о коррупции в госорганах. Теперь ему вменяют «организацию» и «призывы к массовым беспорядкам».

Это не первый акын, которого задержали из-за его творческой деятельности. В 2022 году акына Болота Назарова задержали вместе с Темировым после выхода расследования о родственниках главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. Во время задержаний у Темирова и Назарова якобы нашли наркотики. Во второй раз Болота Назарова задержали осенью того же года, якобы из-за кражи лошади. Темиров писал, что Назарову сначала подарили лошадь, а потом заявили о краже. И что Назаров сам добровольно вернул лошадь. Дело о краже в итоге закрыли в связи с примирением сторон.

Цензура в Кыргызстане добралась и до обычных артистов. 6 декабря 2023 года в Кыргызской государственной филармонии прошел концерт в память юмориста Рахмана Разыкова, в котором участвовали Кумондор Абылов, Кубик Калыков, Тынар Курбаналиев и другие знаменитые юмористы и певцы. Перед концертом продюсер и режиссер Рысбек Жабиров запретил артистам и юмористам делать «оппозиционные» заявления на сцене, а если они есть в программе, вырезать их.

Юмористка Назгуль Алымкулова 18 января сообщила, что стендаперам запретили шутить на некоторые темы. Теперь шутить осталось только про «сиськи и письки», заметила она. Но от интервью после нашумевшего поста отказалась. «Сажаемые, ой, Уважаемые журналисты, не просите интервью! У меня грудной ребенок и ревнивый муж, я не могу путешествовать по камерам месяцами!» — написала Алымкулова.

Режим без обратной связи

У власти много рычагов давления на акынов, манасчы и стендаперов, особенно выступающих на кыргызском языке. Если журналисты еще могут работать из-за границы, сохраняя связь с источниками информации и аудиторией, то для большинства артистов сценического жанра вынужденный отъезд равносилен отказу от профессии и призвания. В Кыргызстане они выступают на тоях, на концертах, участвуют в конкурсах и государственных мероприятиях. Здесь живут их коллеги и наставники. Здесь они находятся в гуще народной жизни, черпая из нее сюжеты для своих песен. Сейчас, по сути, их ставят перед выбором: поддерживай режим или уходи со сцены.

Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов называет последние репрессии тандема Жапарова-Ташиева небывалыми не только для Кыргызстана, но и для всего региона. «Версии случившегося разнятся, но согласно одной из них, в Бишкеке предстоят, возможно, перестановки во властном тандеме, — пишет он. — Понятно, что такие маневры должны быть обеспечены при полной лояльности СМИ и исключении из них наиболее строптивых сегментов»

Но даже если Жапаров решил уступить место президента Ташиеву, стране и самой власти нужны люди со стороны, способные адекватно описать реальность. Когда Садыра Жапарова преследовали его предшественники, провластные СМИ не цитировали его заявления и не писали о нем — это делали только независимые СМИ и народные трибуны. Сейчас, забравшись на самый верх, Жапаров называет их «прозападными», «бузуку». При этом он распускает районные кенеши, теряя последние ниточки обратной связи с народом. 

Покойный Элмирбек Иманалиев, наставник многих современных акынов, пел:

Түбөлүк эч ким башчы эмес,

Түшүнбөй коюу жакшы эмес.

Акыйкат айтсаң чоңдорго,

Ар дайым эле жакчу эмес!..

«Вечно главой никто не может быть,
плохо не понимать этого.
Никогда не нравилась власть имущим
истина, которую ты говоришь!..»

«Баш кесмей бар, тил кесмей жок» («Можно отрубить голову, но нельзя отрезать язык»), гласит кыргызская пословица. Иначе говоря, за критику власти нельзя наказывать. Акыны, как совесть народа, не должны за нее извиняться.

Авторы: Виктор Мухин, Арууке Солтоной