transgender1.jpg

Трансмужчина был атакован в центре Бишкека 26 ноября. Охранник супермаркета, к которому потерпевший обратился за помощью, выгнал молодого человека из магазина.

Вечером, около десяти часов, когда Ильяс возвращался домой, к нему подошли двое мужчин в состоянии алкогольного опьянения. Приняв его за девушку, они предложили ему познакомиться. Не получив ответа, мужчины начали издеваться и угрожать избиением и изнасилованием.

Ильяс забежал в супермаркет «Евразия». Один из нападавших последовал за ним и продолжал преследовать уже внутри магазина. Спустя некоторое время, трансгендер обратился за помощью к охраннику супермаркета. Вместо того, чтобы помочь, охранник настоял на том, чтобы Ильяс и его преследователь вышли на улицу и «разбирались там».

Несмотря на отказ в помощи со стороны охранника супермаркета, Ильясу удалось избежать насилия – он скрылся от нападавших на него мужчин.

«Они сказали, «Если ты девушка, то мы тебя сейчас исправим, а если парень — то давай разберемся как настоящие мужики», – рассказывает Анна Кирей, председатель организации «Лабрис», которая занимается защитой прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендров.

«Получается, он остался один на один с двумя мужчинами, которые к тому моменту уже начали его толкать и хватать за руки, и в этот момент он вырвался и убежал, – продолжает Кирей. – Он добежал до [микрорайона] Восток-5, хотел попасть к нам в офис, но было уже поздно, нас уже не было».

Ильяс решил не обращаться в милицию. «Лабрис» намерен обратиться к руководству супермаркета, потому что, как объясняет Кирей, «охранник мог бы остановить это всё».

«Если работник службы безопасности супермаркета «Евразия» является работником органов внутренних дел, он должен был действовать, обеспечивая защиту», – критикует действия охранника Дмитрий Кабак, правозащитник и руководитель общественного фонда «Открытая позиция».

В крайнем случае, как отмечает Дмитрий Кабак, охранник мог обратиться к органам правопорядка.

Представители супермаркета «Евразия» не согласны с позицией правозащитников. В частности, начальник охраны супермаркета Адилет Рысмендиев считает, что защита граждан не входит в обязанности охранников:

«Его [охранника] полномочия – именно внутри магазина, – объясняет Рысмендиев. – Если нет драки, кражи, ущерба магазину, то это не входит в его обязанность».

Рустам Мамыров, начальник охраны общественного порядка Первомайского РОВД, уверен, что помочь жертве нападения – это «гражданский долг» каждого: «Тем более, если это происходит внутри, потому что он несет службу в супермаркете. Конечно, он должен был содействовать, он обязан был вызвать милицию», – утверждает Мамыров.

Сейчас жертва агрессии находится в состоянии шока. «Я ненавижу то, что здесь мне всё время приходится извиняться за то, какой я есть, я ненавижу эту страну», – говорит сам потерпевший.

Алекс Мамытов, координатор трансгендерного компонента организации «Лабрис», объясняет состояние Ильяса: «Потерпевший находится в состоянии шока, который переходит в фобию, то есть он боится находиться один где-либо, мучается от кошмаров».

По словам Мамытова, сразу же после инцидента, сотрудник «Лабриса» оказал Ильясу первую психологическую помощь, и сейчас с ним поддерживается ежедневная связь.

Определение трансгендера

Трансгендеры – это люди, чья гендерная идентичность расходится с приписанной от рождения. Понятие «трансгендерность» не связано с понятием «сексуальной ориентации», поскольку эта группа людей может включать себя как гетеросексуалов, так и гомосексуалов, бисексуалов, пансексуалов и асексуалов.

Наиболее распространённый термин трансгендеров – это «люди, которые чувствуют, что назначенный им после рождения пол, был ошибочным, либо неполноценно определяет их идентичность».

Алекс Мамытов из «Лабриса» является единственным трансгендером в Кыргызстане, не скрывающим своей идентичности.

«Уровень трансфобии, к сожалению, за последние годы [в Кыргызстане] не уменьшается, – рассказывает Мамытов. – Постоянно идут сигналы о случаях дискриминации, вызванной разницей между внешностью и паспотрными данными».

По словам Дмитрия Кабака, для того, чтобы предотвратить нарушения, «необходимо просвещать население и работников правопорядка, чтобы они воспринимали общество, состоящие из различных социальных групп, со здравым подходом».

belyiparohod-copy.jpgМамытов видит причины трансфобии «в традиционности культуры в Кыргызстане, в отсутствии объективной информации об этих явлениях».

«Официальные лица публично произносят гомо- и трансфобные речи, в СМИ зачастую публикуются негативные статьи, религиозные и общественные деятели открыто выражают свое отрицательное отношение к гомосексуалам и трансгендерам», – продолжает Мамытов.

Одним из примеров является публикация в газете «Белый пароход», в которой автор Сергей Кожемякин поставил сексуальные и гендерные меньшинства в один ряд с маньяком Чикатило и террористом Басаевым.

«К сожалению, [Ильяс] – не первый человек, с которым такое случается, – подводит итог Анна Кирей, – Получается, что общество не понимает людей, которые, по мнению общества, не подходят под стандартные рамки того, как должен выглядеть мужчина или женщина».

Ильяс – вымышленное имя. Настоящее имя трансгендера не указано в целях безопасности.

54 КОММЕНТАРИИ

  1. пусть по улицам не ходят так, ну одевшишь девченкой….ведь можно это делать и дома….или это не так?

  2. to Seo: а почему человек не может ходить в том, в чем он хочет, если это не нарушает права других людей? А я думаю, что в этом случае оно не нарушает, а вот права этого парня на личную жить не только нарушили (имеется ввиду оскорбления и угрозы), но и даже была попытка физической расправы.
    Интересно, а скоро будут преследовать тех, кто носит джинсы (ведь это элемент одежды!)?
    А если вы приглядитесь, то суть здесь намного глубже! ;-)

  3. да ладно Вам тимур, из мухи слона делаете….
    Может это и нарушает например мои права, когда рядом стоит кто то переодевшсь в «девченку»…

  4. в таком случае, если окружающим не нравятся ваши носки и галстук, то вы нарушаете их права???

  5. Seo, vo-pervyh, eto sluchilos’ s transparnem, a ne s transdevushek. Daje esli by chelovek byl crossdresser’om. on imeet pravo na gendernoe vyrajenie, kotorye emo komfortnee vsego. eto ne narushaet ch’ih-libo prav. a vot zapreshat’ lyudyam svobodno sebya vyrajat’ i byt’ soboi — est’ pryamoe narushenie prav cheloveka i diskriminaciya.

    v vashem sluchae, eto transfobiya

  6. yanagi с Вами отчасти согласен….
    знаете просто хоть мы и светское госу4даоство, но все же надо держать свои «страсти» при себе…
    все эе мне жаль этому парню- транпарню…..

  7. но все же надо держать свои “страсти” при себе…

    Seo, Вы оперируете сомнительной формулировкой, основанной на вкусах. Меня однажды побили в городе Ош за длинные волосы — это из той же категории. И они тогда были уверены, что своим внешним видом я их оскорбляю. И где истина? Где та точка, согласно которой мы должны отмерять кто как должен выглядеть?

  8. ладно с вами спорить кажется ….
    короче не буду спорить, думаю у каждого свое мнение…
    по поводу «страсти» как я и говорил мы светское госудасрство, но все же большенство из нас мусульмеме, значит мы и мусульманское гос-во, где свои правила….
    а вот по поводу ЕГО, ведь у нас есть и геи и би которые ходят как то не свечиваясь….
    пусть этот парень тоже аткже и живет… в своих «кругах» он транс, на улице обычный….
    так вот дела господа….

  9. Во-первых, если большинство в стране мусульмане — это не значит, что все должны себя вести так, как считают нужным мусульмане. Я не выступаю против ислама, но, если судить по Вашей логике, Seo, тогда все женщины должны ходить в платках, не правда ли? Раз уж большая часть населения — мусульмане.

    Во-вторых, как Вы не крутите, а Кыргызстан всё же не мусульманское государство.

    В-третьих, представьте теперь, что Вы в каком-то обществе стали меньшинством (мало ли где), и Вас заставляют выражать себя только в пресловутых «своих кругах». Ваша реакция?

    Как Вы определяете «обычность», позвольте спросить?

  10. я знаю что мы не мус-ое го-во….
    но все же есть этика, как повести себя на улице, в общественных местах…
    возьмем хоть геев, прикол будет, если все они выйдут на улицу и будуд целоваться….
    Или же сатанист ов (кторых у нас достаточно)они же не ходят по улицам одевшись в черное или накрашиваясь в черное…
    так вот дела, дорогой Бектур!
    вот что я думаю, эти «защитники» транспарня просто из ничего хотят сделать бомбу…или сенсацию…

  11. Явно Вы мешаете сатанистов в одну кучу с готами, панками и прочими представителя субкультур, которые носят чёрное. И ходят они по улицам города, облачившись в чёрное, и нет здесь никаких нарушений норм общественного порядка. Это раз.

    Если два гея на улице будут целоваться — их право. У нас в стране нет закона, запрещающего целоваться на улицах.

    Третье. Если человек, одетый не так, как Seo (или кто угодно) считает нужным, просто идёт по улице — это нарушение этики?

    Если два человека начали угрожать третьему избиением (неважно, кто он) — это уже нарушение правил общественного поведения. И именно их надо наказывать.

    Нападение на человека на улице — это не «ничего».

  12. Сео, мне кажется, что вы будто спорите сами с собоий… может сначала со своим му-им го-вом внутри разобраться

    сначала вы рационализируете свои аргументы и свою гомофобию (может, вполне внутреннюю тоже) тем, что у нас такое государство, а потом вы на этот факт обижаетесь.

    Сео, это нормально, что вам тяжело, так как у нас такое гетеронормативно, и мы продукты этого общества. нам очень трудно избавиться от предрассудков. может, именно из-за этих нормативных штук и страдаем мы, болеем гомофобией, очень страшно, когда к самому себе.

  13. а что плохо в том, что два парня или две девушки, или парень с девушкой будут целоваться?
    на мой взгляд, именно те люди, что выступают против самовыражения других, тем самым выражают лишь зависть тому, что хотят сделать тоже самое, но не могут…

  14. как вам не понять, что КР не Европа или Америка… мы живем в ЦА, и у нас чучуть психология по другому…
    так что сами понимаете………

  15. Причём здесь Европа или Америка? Перестаньте же всё время равняться на других. Почему просто не начать бороться за то, чтобы здесь и сейчас стало хорошо, не оглядываясь на то, как обстоят с этим дела в Мадагаскаре?

    (Не только об избиении трансгендеров говорю в данном случае, а вообще о любой проблеме.)

  16. да еще я не против геев, Би, и трансексуалов….
    просто надо жить реальностью…

    А какова нынешняя реальность, Сео?

    мы живем в ЦА, и у нас чучуть психология по другому…

    Вот никак не могу понять «психология по-другому»… что? Что по-другому? Мы такие же люди, разве не так?
    Кажется, что в вас сильно пустила корни внутренняя гомофобия…

  17. Людям, использующим фразу «пусть сидят дома», я бы хотел спросить: «А вы не пробовали применить данный совет к себе самим?», ведь всегда найдется какой-то признак, чтобы отличить вас от другой части — пол, язык, возраст, убеждения, социальные, общественные, политические, родовые и иные основания… Всех любить мы не обязаны, но насилие есть преступление! И за него есть наказание.

  18. Po-moemu Seo govorit o tom, 4to ne o4en’ esteti4no, i soglasites’ neprivi4no.as to4ki zreniya prava, kone4no on moget hodit’,kak emu ho4etsya. a potom zdes’ ge govorit’sya, 4to d nego dokopalis’,kak do «devushki»,i eto polu4aetsya, 4to delo zdes’ ne v tom,4to ontransgender.bud’ na ego meste devushka, to ona toge bi stala gertvoi nasiliya..

  19. а если вы еще раз внимательно вчитаетесь, то увидите:

    “Если ты девушка, то мы тебя сейчас исправим, а если парень — то давай разберемся как настоящие мужики

    Какой девушке будут так угрожать?
    Кстати, насчёт этики и эстетики… А где прописаны эстетические или этические нормы? Как оно задокументировано юридически?

    • Гаарас, есть разные источники права. И вообще право состоит из писанных и неписанных правил. Писанные это конституция, законы и другие НПА, а к неписанным относятся традиции, адаты, обычаи и другие. Этические нормы как раз таки относятся к неписанным правилам и чтобы их соблюдать не обязательно их докментировать. К примеру, нигде же не написано чтобы в присутствии гостей Вы не можете есть ногами и в носках??? Однако вы это не делаете, почему? Потому что это не этично. Точно также наше общество не воспринимает геев, лесбиянок и других, потому что это не есстественно и противоречит нашим моральным ценностям.

  20. вот читаю все это и ржу, не могу, все аж навсе руки против кого, не знаю только против кого, борьятся за за какие то прав, не понятно….
    может этот транпарень сам «начал»….
    потом Тимур вы ошибаетесь, сказав, что у меня сильно пустила корни внутренняя гомофобия…

  21. Да, мы живем не в демократической стране… но это не значит, что нужно смириться с этим…
    И насрать (простите за грубость) на то, что большинство исповедует ислам! Есть альтернатива и закон не запрещает… так что нельзя давать себя в обиду, товарищи!

  22. «все аж навсе руки против кого, не знаю только против кого, борьятся за за какие то прав, не понятно…»

    По-моему, это прекрасно изложено. :)

  23. «а давайте все выйдем на плащадь и заявим на всю страну что обижают этих……..»

    Думаю, что через интернет-ресурс об этом эффективнее рассказывать.

  24. Ох, как это непорядочно со стороны автора — выдирать отдельные слова из контекста, а потом с визгом обрушиваться на эти строки. Да, в статье я возмущаюсь требованиями меньшинств предоставить им полное право самовыражения. Но ведь надо знакомить читателей и с аргументацией, а не с отдельными словами. Незачот!

  25. Сергей Кожемякин,

    Автор этой статьи совсем не обсрушивается с визгом и не показывает своего мнения, а наоборот беспристрастно предпоносит материал читателю.

    я читала эту вашу в статью в «Белом пароходе», где вы «с визгом обрушиваетесь» с дискриминирующими фразами по отношению к ЛГБТ. Как журналист, вы могли бы равномерно показать разные взгляды, отражающие все существующие взгляды.

    Сергей, в своей статье вы почти полностью «с визгом» разрушили [нарушили] почти все международные стандарты журналистики и этики.

    Спасибо, корреспонденту Kloop.Kg за хорошо представленный материал.

    Seo, вы только недавно цитировали международные стандарты и какие-то выдержки из кодекса…

    НезачEт и -100 обоим

  26. Сергей Кожемякин,

    Полностью согласен с Yanagi. И даже вырванный кусочек из контекста не теряет смысл всей статьи и смысла, что вы хотели передать в ней. Поэтому, я думаю, что никаких нарушений здесь нет.

    Читая ваш материал (только с третей попытки), на самом деле призадумался, а знакомы ли вы с понятием журналисткой этики, ведь:

    На конференции было специально объявлено, чтобы журналисты не фотографировали других представителей Лабриса. Как вы видете, «Белый пароход» опубликовал фотографию не только ведущей, но и корреспондента Лабриса.

    И последствия публикации этой статьи могли быть гораздо печальнее, чем оказалось. Спасло лишь то, что родители этих представителей «Лабриса» знали о них. Но даже сейчас, вы «прославили» этих людей на широкую общественность, и с учётом, что подобные материалы лишь усиливают гомофобию в обществе, открытым ЛГБТ не безопасно жить в нашей республике…

    Кстати, вся статья — сплошное ваше личное мнение? А где же беспристрастность, один из главных принципов журналистики?

    P.S.
    Кто хочет видеть статью Сергея Кажемякина целиком и полностью, то вы можете сделать это здесь.

  27. Свобода слова, разрешающая высказывать противоположные точки зрения, ведет к постепенному изменению воззрений общества по мере обмена идеями, их преобразования и приспособления к реальным потребностям общества.

  28. ну мне же yanagi сказала «Seo, вы только недавно цитировали международные стандарты и какие-то выдержки из кодекса…»
    я и еще рз процитировал…………..

  29. но вы, наверное, не так понимаете смысл этой цитаты. «Свобода слова, разрешающая высказывать противоположные точки зрения…». Журналист должен высказывать противоположные точки зрения других людей, чтобы показать ситуацию со всех сторон. Но не в коем случае не показывать своего мнения. Журналист должен быть проводником информации, а перерабатывать должны уже читатели))

  30. a, vot, imenno intereske +100 i zachet «)

    svoboda slova — eto dat’ vyskazat’ svoyu tochku zreniya vsem zadeistvovannym… tem samym potom predostavit’ chitatelyu vsestoronniy material.

    a vashe lichnoe mnenie… ne znayu, kogda mnogie jurnalisty nashei chasti mira poimut, chto oni ne pupy zemli, chtoby svoe lichnoe mnenie vyskazyvat’, esli uje ne govorit’ o narusheniyah mejdunarodnyh standartov.

  31. takih «Kojemyakinyh» milliony, a professional’nyh jurnalistov malo, poetomy uvajaemyh istochnikov informacii toje malo… «kojemyakiny» est’ po vsyudu… ne znayu, kak vam eshe za eto platyat, esli mojno lyubogo gomofoba vzyat’, i on toje samoe napishet.

    oh eti kojemyakiny.

  32. Я еще хотел сказать, что не все религиозные деятели выступают с нападками на LGBT. Например Апостольская Православная Церковь Реформированная считает, что и они имеют право на участие в таинствах Церкви.

  33. ya s vami soglasna, Maksim. k sojaleniyu, ne vse religioznye denominacii soglashayutsya i chuvstvitel’no otnosyatsya k LGBT.

    ved’ byt’ predstavitelem LGBT soobshestva ne znachit, chto eto edinstvennaya chast’ jizni i identichnosti cheloveka, mnogie LGBT lyudi veruyushie i ochen’ religioznye. chasto eto toje vliyaet, kogda verusyuchiy okazyvaetsya otvergnutyi svoei religiei ili religioznym soobshestvom.

  34. как бы они не крутились, все равно ЛГБТ рулит!! ни у кого — нет ни единственного человека в Кыргызстане — у которого был, есть или будет выбор по отношению факта, что каждый человек окружён десятками и сотнями (и коллективно, тысячами и миллионами) геев, лесбиянок, бишек, трансгендеров в любой данный момент своей жизни. я могу довольно уверенно заявить, что кто-то в твоей (да, да, читатель, в ТВОЕЙ) семье (включая все колена) думает об однополом сексе (и, наверняка, не просто думает, но и занимается сем делом). и ничего никто не может изменить по этому поводу. да и не надо. не каждому, конечно, подвластно понять умом, что в итоге лучше тратить ментальную энергию на более полезное занятие, чем сопротивляться переменам. вообще, психологически, возможно, именно те неприемлют ЛГБТ, которые стагнируют в своей личной жизни, и переносят своё раздражение на других…так как не умеют/боятся взять свою жизнь под котроль (остатки советской ментальности, когда все всегда было под контролем, только не под нашим, а государственным). всех ЦЛую.

  35. многие ошибаются! индивидуальность человека может выражается так, ему так комфортно или ему просто так нравиться, неужели его можно за это осуждать! ведь человек создан для счастья, а как мы знаем, что счастье понятие растяжимое и выражается оно по-разному для каждого. неужели можно осуждать и осквернять человека за то что он не похож на других. это невежество! ведь перед Богом мы все равны. нельзя так поступать с людьми, ведь от его внешнего вида вам что хуже??

  36. Здесь не Голландия. Как они получали шапалаков в Бише, так и будут. :)
    Этих двух бухарей поддерживаю.

  37. Улукбек, почему вы думаете, что защита социально-уязвимых групп — приоритет только Голландии? Вы считаете, что такое поведение по отношению к человеку допустимо? Я с вами в корне не согласен.

  38. «Когда сказать нечего обычно говорят плохо», это не я придумала, это кто-то мудрый сказал, но я его полностью поддерживаю.

  39. я даже не читал все ваши придурковаиые комменты, представляю о чём они.Скажу одно : почему раздули вопрос, делая акцент именно на то ,что это трансгендер? Могли бы изнасиловать женщину, которая действительно хрупкая и беззащитная, но об этом никто не узнал бы, и вопиющим фактом бы не выставил.Проблема не только в в «традиционности культуры в Кыргызстане», а как эта традиционность позволила двум мужчинам посреди ночи напасть на женщину(они ведь думали что ЭТО девушка)?
    Так что тут ничего такого тадиционного в этом нападении, проблема лишь в дебиле охраннике, который не помог трансгендеру))может он решил что у Ильяса есть яйца, и поэтому он сам сможет отбиться от двух алкашей))
    П.С. Нехер поночам в юбке шататься, многие гетеры даже ходя в спортивке получают по башке, ничего такого, это «традиционности культуры в Кыргызстане»

  40. скажу одно:
    я против педерастов! это психически больные люди и их надо лечить. а эта зараза еще и распространяется: по статистике одни педик делает двух нормальных людей педиками. срать мне на их права. они живут в обществе. их права заканчиваются там, где начинаются мои права. не хочу чтоб мои дети стали педерастами!

комментарии закрыты.