Сторонники представителя Норвежского Хельсингского комитета в Центральной Азии подали петицию на имя Курманбека Бакиева с прошением разрешить Ивару Дале въезд на территорию Кыргызстана. Инициаторами собрано «примерно 120-130 подписей».
Акция по сбору подписей в поддержку Дале началась на сайте крупнейшей в мире социальной сети Facebook.com, а позже была поддержана молодежными правозащитными организациями Кыргызстана.
По данным члена Совета по защите прав молодежи и студентов Тимура Шайхутдинова, было собрано более 30 подписей за отмену запрета.
Инициатором акции по сбору подписей стал Эмиль Жороев – друг Дале, студент Мэрилендского университета (США). По его словам, норвежский правозащитник поддержал инициативу, так как «он заинтересован в возможности вернуться, или, хотя бы, посещать Кыргызстан».
«Первоцель для нас заключалась в том, чтобы увеличить шансы положительного решения проблемы. Мы на баррикады лезть не собираемся и политического кризиса в этом вопросе не видим», – рассказал Жороев об акции в интервью Kloop.kg.
Руководитель центра «Кылым Шамы» Азиза Абдирасулова заявила, что правозащитники поддерживают сбор подписей, и что она «сама подписалась под петицией».
Сбор подписей продлился до 12 октября. По словам Жороева, было собрано «примерно 120-130 подписей и письмо уже отправлено».
В отделе писем администрации президента сообщили, что «данное обращение через них не проходило».
«Приятный сюрприз»
По словам Ивара Дале, акция сбора подписей «стала приятным сюрпризом и имеет для него большое значение».
«Я не знаю, изменит ли это письмо что-нибудь, но для меня очень важно, что кто-то предпринял такую инициативу, так как Кыргызстан стал для меня второй родиной, – рассказал правозащитник в интервью Kloop.kg. – Я надеюсь, что когда-нибудь смогу вернуться в страну».
Также он рассказал о собственном отношении к ситуации и назвал запрет на въезд в Кыргызстан «печальным фактом».
«Меня включили в базу данных, чтобы я вообще не мог поехать в страны СНГ», – добавил Дале.
По словам Бьорна Энгесланда, генерального секретаря Норвежского Хельсинкского Комитета, «они до сих пор не получили каких-либо объяснений [запрета на въезд в Кыргызстан] от властей Кыргызстана».
«После того, как он [Дале] был вынужден покинуть страну, нам пришлось закрыть свое представительство в Бишкеке. А в этом году мы прислали своего сотрудника для наблюдения за ходом президентских выборов, однако ей было отказано в аккредитации», – рассказал Энгесланд в интервью Kloop.kg.
Эмиль Жороев также заметил, что ни НХК, ни МИД Норвегии не смогли узнать конкретной причины запрета на въезд норвежского правозащитника в Кыргызстан.
«Лишь в одном кратком письме представитель ГКНБ написал, что это стандартная процедура, к которой прибегают при надобности все страны», – говорит Жороев.
В пресс-службе ГКНБ сообщили, что не владеют какой-либо информацией по этому поводу.
Скандал вокруг НХК
Разногласия между офисом НХК в Бишкеке и правоохранительными органами Кыргызстана начались 9 июня 2008 года, когда в офисе норвежской организации представители МВД Кыргызстана произвели обыск.
В середине июня того же года стороны провели закрытую встречу, после которой НХК заявил, что не имеет претензий к действиям сотрудников МВД и что будет «неукоснительно выполнять законодательство Кыргызской Республики, регулирующее пребывание иностранных граждан».
Однако 12 октября Ивар Дале не был допущен в Кыргызстан во время очередного визита. Как сообщил НХК, норвежский правозащитник провёл 21 час в аэропорту «Манас», после чего улетел в Стамбул.
Тогда полковник Айтмамбетов, пресс-секретарь пограничной службы Кыргызской Республики сказал о существовании информации, «на основании которой было принято решение об ограничении права на въезд».
Министерство внутренних дел и Госкомитет по национальной безопасности отказались тогда комментировать произошедшее, сославшись на недостаток информации.
Подробнее об ограничении права Дале на въезд в Кыргызстан
На фото: 9 июня 2008 года, обыск офиса НХК в Бишкеке со стороны представителей МВД