rferlВ день 8 марта Би-би-си и радио «Свобода» выпустили материалы, посвященные кыргызстанским женщинам. Зарубежные средства массовой информации затронули темы о гендерном равенстве, многоженстве и представили пять реальных историй жительниц регионов.

Служба Би-би-си в своей статье представила истории пяти женщин из разных регионов Кыргызстана, в каждой из которых рассказывается, с какими трудностями сталкиваются жительницы из областей.

Пять женщин, которым оказывают помощь Британский Красный Крест и Национальное общество Красного полумесяца в Кыргызстане, рассказали о том, что старомодные обряды совершения бракосочетания, не регистрирующие брак официально, и похищение невест не позволяют им получить элементарную социальную защиту.

В материале Би-би-си рассказывается, что в регионах Кыргызстана молодые пары заключают брак через традиционный обряд «нике» – религиозный ритуал, который осуществляет местный мулла, и который документально не закрепляется.

«Это один из главных факторов, способствующих повышению уязвимости молодых женщин из Кыргызстана, так как количество незарегистрированных браков значительно возросло после распада Советского Союза, в котором такие браки считались незаконными», – говорится в статье.

Двадцатилетняя жительница Ошской области Калия в своей истории рассказала о том, что ее брак, заключенный с помощью «нике», длился два месяца.

«[Муж] избивал меня до появления синяков, не думая о том, что я была беременна», – рассказывает Калия.

Калия не получает алименты от мужа, так как они не были официально зарегистрированы, а у ее сына нет свидетельства о рождении, потому что его отец отказался дать ребенку свою фамилию.

По словам Калии, ей приходится много работать, чтобы выжить.

«Когда мой сын подрастет, я буду воспитывать его так, чтобы он обращался с женщинами как с равными», – рассказывает двадцатилетняя жительница Ошской области.

Насильное замужество

Гульмира, поживающая в Сузакском районе, в своей истории рассказала о том, что насильно была выдана замуж.

«Брак не был официально зарегистрирован. Внезапно, я стала замужней. Я даже не знала своего мужа», – рассказала женщина в интервью Би-би-си.

После переезда в Бишкек, супруг Гульмиры «начал пить». Из-за домашнего насилия женщина потеряла первого ребенка. Вскоре, после рождения дочери Мадины, брак распался.

«Я не могла заставить [мужа] помогать нам материально, потому что не было доказательств того, что мы были женаты. Если бы наш брак был зарегистрирован, я могла бы получать алименты и соцпособие. У меня же ничего нет», – сетует Гульмира.

Своей пятнадцатилетней дочери Гульмира объяняет, что у женщин имеются равные с мужчинами права.

Активистка из Ошской области, Джамиля, рассказала Би-би-си о том, что открыла мастерскую по пошиву одежды, в которой обучает уязвимых женщин работе, которая может приносить доход их семьям. Десять женщин, во главе с Джамилей, переделали заброшенное здание в яркую, светлую мастерскую.

«В то же время, мы боремся за то, чтобы поменять законы, чтобы браки регистрировались до того, как будет проведена религиозная церемония. Это защитит наших женщин», – рассказывает Джамиля.

Веская причина для последующих браков

Корреспондент радио «Свобода» Венера Джуматаева в своем материале рассказывает о том, что обряд «нике», с помощью которого совершается бракосочетание, позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены до четырех женщин.

Как сообщается в материале, последующие браки заключаются только при согласии уже состоящих в браке с мужчиной жен, и только в том случае, если мужчина в состоянии одинаково обеспечивать всех жен и детей.

Высший мусульманский служитель Абдышукур Нарматов в интервью радио «Свобода» рассказал, что ислам разрешает мужчине взять в жены вторую жену, только если на это есть весомые причины.

«Согласно исламской религии, не обязательно, чтобы у мужчины были две, три или четыре жены. Мусульманин может привести в дом еще одну жену только если на это есть серьезная причина. Например, если его жена больна или бесплодна, или в похожем случае. – рассказывает Нарматов. – Однако мужчина не обязан спрашивать разрешения у супруги. Какая женщина даст свое согласие?».

Директор женского кризисного центра «Сезим» Бюбюсара Рыскулова рассказала радио «Свобода» о том, что светские законы Кыргызстана официально запрещают многобрачие.

«Ислам заполняет пустоту, оставленную после распада Советского Союза, некоторые кыргызстанцы используют свои религиозные верования как возможность взять в жены несколько женщин. Эта тенденция оказывает разрушительный эффект на семейную жизнь», – считает Рыскулова.