ky_cons_ref_02Явка на конституционном референдуме, который прошёл в Кыргызстане 27 июня, составила около 70 процентов. «Избиратели опровергают опасения в том, что страна находится на грани краха», — говорится в материале Института по освещению войны и мира.


Специальный репортаж Тимура Токтоналиева для Института по освещению войны и мира [IWPR]

Очевидно, что рискованная стратегия кыргызского Временного правительства продолжить подготовку к конституционному референдуму, несмотря на недавнее кровопролитие на юге страны, все же оправдала себя. Высокая явка и 91 процент избирателей, одобривших новую конституцию, показывают, что электорат поддержал временную администрацию и ее обещания провести демократические преобразования в то время как, по мнению некоторых обозревателей, правительство не справлялось с ситуацией в стране.

Более того, голосование 27 июня прошло в довольно мирной обстановке. Явка в Ошской области, эпицентре насилия, была самой низкой по стране, но, тем не менее, составила 51 процент, что указывает на то, что, по крайней мере, несколько сотен тысяч граждан, вынужденных покинуть места своего проживания, все же смогли проголосовать.

По данным властей, в результате этнических столкновений между кыргызами и узбеками в городах Ош и Джалал-Абад и окрестностях 10-14 июня погибло около 290 человек. Около 400 тысяч граждан вынуждены были покинуть свои жилища, опасаясь нападений и поджогов.

В масштабах всей страны явка составила уверенные 69 процентов, из которых 90 процентов избирателей проголосовали за новую конституцию, закрепляющую парламентскую демократию и уменьшающую возможность того, что будущие президенты смогут сконцентрировать в своих руках слишком много власти.

На единственный вопрос, указанный в бюллетене, избиратели должны были ответить, одобряют ли они не только сам референдум, но и отдельный закон, включающий два ключевых изменения — назначение главы Временного правительства Розы Отунбаевой на пост президента переходного периода до президентских выборов, запланированных на следующий год, и упразднение Конституционного суда.

Временное правительство, пришедшее к власти после апрельских массовых протестов, в результате которых был свергнут президент Курманбек Бакиев, облегченно вздохнуло, получив вотум доверия, последовавший за наиболее серьезным препятствием на пути его легитимизации, и объявило о следующих шагах по созданию избираемых государственных институтов.

«Конституция принята, несмотря на ожесточенное сопротивление, — заявила на пресс-конференции под вечер в день референдума глава правительства Роза Отунбаева. — Референдум поставил точку на правлении двух диктаторских режимов. Граждане Кыргызстана проголосовали за демократию и за новую страну».

В связи с проведением парламентских выборов в конце лета или начале осени (то есть раньше первоначально установленной даты в октябре), согласно заявлению Отунбаевой, министры Временного правительства, планирующие выдвинуть свою кандидатуру, должны будут сложить свои полномочия к 10 июля, когда будет объявлена официальная дата выборов.

По словам политолога Тамерлана Ибраимова, референдум — все же начало, а не окончание будущего трудного политического процесса.

«Референдум — первый шаг к стабильности, который позволил принять обновленную конституцию, утверждена президент переходного периода, и на этом поставлена точка, — отмечает политолог. — Но правительство остается институтом в подвешенном состоянии. Основным шагом к легитимизации правительства будут парламентские выборы».

Международные наблюдатели за ходом выборов от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) положительно отозвались о референдуме, прошедшем в Кыргызстане.

«Учитывая сложную атмосферу, … мы выражаем похвалу Временному правительству в создании соответствующих условий для проведения мирного референдума, — говорит Посол Борис Фрлец, глава миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за референдумом. — Была высокая явка граждан Кыргызстана, голосовавших за новое, демократическое и мирное будущее для своей страны».

В городе Оше местный журналист Исомидин Ахмеджанов рассказал IWPR, что, по мнению многих жителей, после недавнего всплеска насилия референдум был нужен им меньше всего. Но после того как чиновники объяснили им, насколько он был важен, многие изменили свое мнение и пошли голосовать. Однако были целые улицы, где люди все же не пошли на выборы из-за страха перед новыми беспорядками, отмечает журналист.

[poll id=»28″]

Местные наблюдатели за выборами и наблюдатели от ОБСЕ отметили, что имели место такие нарушения, как отсутствие проверки документов избирателей или же маркировки, которая используется для предотвращения повторного голосования одними и теми же людьми. Власти пообещали обеспечить временные документы для беженцев, чьи паспорта сгорели при поджогах их домов, однако, по утверждению представителей ОБСЕ, не все сотрудники избирательных участков хорошо знали все процедуры.

Представители НПО «Коалиция за демократию и гражданское общество» заявили, что все зафиксированные нарушения «не оказали существенного влияния на итоги голосования».

По мнению большинства наблюдателей, референдум прошел неожиданно успешно.

Динара Ошурахунова, глава данной коалиции НПО, была в Оше в день голосования и заявила, что в городе было спокойно, а избирательные участки охранялись отрядами вооруженной милиции и солдатами.

По словам политолога Павла Дятленко из Бишкека, «правоохранительные органы работали достаточно эффективно и были готовы к пресечению разного рода событий».

Он также отметил, что большая часть политических сил в Кыргызстане поддержала референдум, так как они понимали, что если он не удастся, «то будут плохие последствия для всех — и для общества, и для них».

Что касается ярых противников Временного правительства, обвиняемых в организации недавнего межэтнического насилия, Дятленко заметил, что «они потратили ресурсы и силы на Ошские события и просто не успели ничего нового организовать».

По словам Ибраимова, было бы неверно списывать со счетов эти опасные силы.

«Вероятно, они не сложили руки», — говорит он, добавляя, что, возможно, они сменят свою тактику разжигания межнациональной розни на финансирование некоторых кандидатов на предстоящих парламентских выборах.

В то же время Ибраимов выражает осторожный оптимизм.

«По моему ощущению, после референдума появилось некое облегчение на пути к стабильности, — говорит аналитик. — Я далек от того, что будет полное спокойствие в стране: политическая борьба и выборы — это всегда конфликт».

Тимур Токтоналиев — журналист, прошедший тренинги IWPR и курсы по журналистике при общественном фонде «Клооп Медиа».

Данная статья была подготовлена в рамках двух проектов IWPR: «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией, и «Информационная программа по освещению правозащитных вопросов, конфликтов и укреплению доверия», финансируемой Министерством иностранных дел Норвегии.

IWPR несет полную ответственность за содержание данной статьи, которое никоим образом не отражает взгляды стран Европейского Союза или Министерства иностранных дел Норвегии.

Фото: Султан Досалиев, пресс-служба Временного правительства

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо, Тимур, за отличный репортаж.

    Отдельная благодарность Бектуру за формирование нового поколения профессионалов в лице таких учеников как Тимур.

    По теме: верю, что Кыргызстан, пройдя через множество политических, экономических, социальных катаклизмов, обрететь свой путь развития и станет достойной страной для наших будущих поколений.

  2. А я бы на месте «Посла Бориса» похвалила не Временное правительство, а народ Кыргызстана, который несотря ни на что, в том числе и на вопиюще отвратительные безобразия, которые устроило ВП в своих рядах, тем не менее не посадило их в лужу так, как они позорят свой народ бесконечными разборками.Народ мудрее своих правителей. Все кто пробился и пища, пробивается наверх, ещё должны быть достойными такого народа. Давайте с самого начала отказываться от «похвальбы» и лизоблюдства в адрес какого бы то ни было руководства. Успешный референдум — не заслуга ВП. Это волеиз)явление народа, желающего положить конец вакханалии. Требовать и спрашивать. Спрашивать и контролировать. Вот и всё, на что должны рассчитывать начальники наверху. На то они работают, имеют свои привилегии и зарплаты. Они на службе у народа. И не более того.

  3. Интересно, что эта фраза:

    «Международные наблюдатели за ходом выборов от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) положительно отозвались о референдуме, прошедшем в Кыргызстане.»

    звучала на всех выборах, насколько я помню. Ну, то есть, конфликтов с международными наблюдателями особо на моей памяти не было. Притом, что все прекрасно видят явные нарушения.

    нафига они вообще нужны в таком разе?

    • Нет-нет, Сэм. Ты ошибаешься. Вот как ОБСЕ отреагировала в 2007 году на парламентские выборы.

      Вот какой у них тогда был вердикт:

      «Голосование проходило, как правило, в спокойной обстановке, но подсчёт голосов и подведение итогов поставили под сомнение прозрачность и подотчётность процесса из-за задержек, наличия посторонних лиц, проблем в заполнении протоколов и намеренных нарушений процедур», – говорится в пресс-релизе ОБСЕ.

      Тогда было много критики с их стороны. А на президентских выборах 2009 года они кажется вообще наблюдателей не выставили — что тоже было очень плохим знаком и признаком того, что к выборам они относятся соответственно.

      • Почему же? На президентских выборах в июле 2009 года от БДИПЧ были наблюдатели во главе с Радмилой Шекеринска. Их было около 300 человек.

комментарии закрыты.