bishkek_riots

Выборы в парламент Кыргызстана должны пройти 10 октября этого года. «Власти упростили процедуру создания партий, что позволит создать несколько партий за время, оставшееся до октябрьских выборов», — говорится в материале Института по освещению войны и мира.

Специальный репортаж Тимура Токтоналиева и Евгении Ким для Института по освещению войны и мира [IWPR]

Приближающиеся парламентские выборы в Кыргызстане призваны создать самую демократическую систему, когда-либо существовавшую в Центральной Азии. В то же время существуют опасения, что эти выборы могут углубить политические противоречия в стране, которая все еще не оправилась от недавних столкновений на этнической почве.

В то время как вышестоящие члены правительства, пришедшего к власти в апреле, уходят со своих постов, чтобы баллотироваться в парламент, ряд политологов выразили тревогу по поводу того, что такой открытый политический процесс проходит так скоро после июньских беспорядков.

По меньшей мере, 330 человек погибли за несколько дней конфликта, в котором пострадали представители кыргызской и узбекской общин.

Власти отказались от своего первоначального плана перенести выборы на более ранний срок и провести их как можно скорее. Они также решили не ждать, пока спадет напряженность и не откладывать выборы – теперь они намечены на 10 октября. Согласно законодательству, официальная предвыборная кампания должна начинаться, по меньшей мере, за два месяца до назначенного дня выборов.

Теоретически выборы могут стать переломным моментом, подводящим черту под недавними кровопролитными событиями и общей политической нестабильностью, сохранявшейся с апреля, когда к власти пришло нынешнее руководство страны, а президент Курманбек Бакиев был свергнут в результате народных протестов.

Согласно новой Конституции, одобренной по результатам референдума 27 июня, парламент получает больше полномочий, чем раньше, в то время как президентские полномочия слабеют. Победившая партия выберет премьер-министра, а тот, в свою очередь, назначит кабинет министров.

С целью преодоления прежних проблем с доминирующими партиями, было разработано другое положение Конституции, ограничивающее большинство голосов, которые может получить партия, до 50% плюс пять голосов, то есть до 65 мест в 120-местном парламенте. Власти также упростили процедуру создания партий, что позволит создать несколько партий за время, оставшееся до октябрьских выборов.

Июньский референдум прошел мирно, а явка была высокой, несмотря на страх и разрушения, вызванные беспорядками в Оше и Джалал-Абаде. Этот факт был использован как аргумент в пользу продолжения подготовки к выборам, несмотря на опасения в том, что политическое соперничество может вызвать разногласия среди участников.

Действующий глава государства Роза Отунбаева, чье назначение президентом переходного периода было одобрено по результатам того же референдума, пообещала, что голосование будет свободным и справедливым, и, в особенности, что политики не смогут использовать административный ресурс для поддержки своих кампаний.

«Никто из членов временного правительства, работников госаппаратов, идущих на выборы с теми или иными политическими партиями, не будет пользоваться никакими государственными ресурсами для обеспечения своей работы; я имею в виду государственные офисы, транспорт, связь и так далее», — сказала Отунбаева 16 июля на первом заседании нового правительства, заменившего министров, оставивших свои посты, чтобы присоединиться к предвыборной гонке.

Политолог Тамерлан Ибраимов считает, что в Кыргызстане готова платформа для проведения самых открытых выборов, которые когда-либо видела страна.

«Мы на сегодняшний день имеем действительно плюральное политическое пространство, когда любые политические силы, которые считают, что они достойны быть представленными в парламенте, могут об этом заявить», — сказал Ибраимов.

Другие эксперты утверждают, что многообразие фракций и поляризация мнений, которые являются неотъемлемой частью выборов, — не то, что сейчас нужно Кыргызстану.

«Плюс в том, что большое количество партий создает конкуренцию между ними. Это косвенно исключает монополизацию политического рынка, — говорит Павел Дятленко, эксперт аналитического центра “Полис Азия”. – А минусом является то, что большинство партий слабые и у них нет тенденции к объединению».

Во время предвыборной кампании политики, которые до сих пор входили в состав временного правительства, несомненно, будут открыто соперничать друг с другом, и в таком случае существует риск того, что усилившиеся политические трения будут использованы лицами, стремящимися дестабилизировать обстановку и спровоцировать новую волну насилия.

Хотя точные причины кровопролитных событий на юге Кыргызстана остаются неясными, правительство возложило вину за эти и произошедшие немногим ранее беспорядки на сторонников свергнутого президента Курманбека Бакиева.

Политолог Марат Казакпаев предупреждает, что предстоящие выборы могут стать источником нового конфликта.

«Могут быть провокации», — сказал он, добавив, что этого можно избежать, если власти обеспечат абсолютно честные выборы.

Перед началом официальной предвыборной кампании партии, похоже, разделились на две отдельные группы.

Во-первых, есть группы, возглавляемые политиками, которые до недавнего времени были известными членами временного правительства.

Алмазбек Атамбаев, глава Социал-демократической партии (СДПК), и лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев занимали должности заместителей председателя правительства, а глава «Ак Шумкар» Темир Сариев был министром финансов. Другой известный политик Азимбек Бекназаров причисляет себя к Объединенному народному движению, которое было обширной оппозиционной коалицией во время президентства Бакиева, а ныне это возродившаяся отдельная партия, использующая аббревиатуру «БЭК» от названия партии на кыргызском языке.

Аналитики прогнозируют, что в основном в предвыборной гонке будет представлена именно эта группа партий-тяжеловесов.

Однако поддержка этих групп среди населения может быть ослаблена в виду того, что их лидеры были членами временного правительства, а действия властей для прекращения этнических столкновений в прошлом месяце, по мнению граждан, в целом были недостаточны. Это может стать особенно плохой новостью для тех, у кого большая часть электората сосредоточена на юге Кыргызстана.

«У всех провластных партий есть проблема – юг, — сказал Казакпаев. – Их там считают высшими чиновниками, которые бездействовали в начале конфликта. На юге очень низкий авторитет бывшего правительства, и для них будет большой проблемой набрать голоса там».

Вторая группа состоит из более мелких партий, многие из которых – новички, которые могут оказаться в выигрыше, если репутация признанных партий будет испорчена.

Эти партии, по словам Ибраимова, «только набирают вес и сейчас пока рановато говорить, что они являются серьезными игроками. Я думаю, через месяц-полтора будет более-менее ясна ситуация».

Партия «Республика», которая была основана в конце июня бывшим социал-демократом Омурбеком Бабановым, позиционируется как центристская сила с ориентацией на экономику.

По словам Казакпаева, эта партия немногочисленна, и Бабанову нужно объединяться с другими партиями, если, конечно, они на этой пойдут.

Точно так же партия «Бутун Кыргызстан» («Весь Кыргызстан») была основана лишь в начале июня 2010 года, и тоже делает акцент на социальных и экономических вопросах.

Ее преимущество – в ее лидере, Адахане Мадумарове, бывшем бакиевском чиновнике и спикере парламента.

«”Бутун Кыргызстан” – перспективная партия, потому что Адахан Мадумаров… довольно опытный политик… но ей нужно сливаться с другими [партиями], потому что партия малочисленная, она имеет электорат в Джалал-Абадской области, немного в Оше и в Узгене, — сказал Казакпаев. – Мадумаров – умный политик, это вторая оппозиционная сила после “Ата-Журта”, и для них, возможно, было бы целесообразнее объединиться с “Ата-Журтом”, чтобы получить места в парламенте».

Партия «Азаттык» («Свобода») была сформирована в начале июля генералом Исмаилом Исаковым, бывшим министром обороны, входившим в состав временного правительства. Эта партия выступает в поддержку свободного рынка и ориентирована на предоставление социального обеспечения.

Марат Казакпаев отмечает, что, несмотря на личную популярность Исакова, эта партия также сможет удержаться на плаву, лишь объединившись с другой партией, потому что у «Азаттык» «нет поддержки на севере, и ее поддерживает не весь юг».

По мнению аналитиков, «Ата-Журт», несомненно, является самой сильной из партий-новичков.

Главами «Ата-Журт» являются Камчибек Ташиев, экс-глава Министерства чрезвычайных ситуаций при Бакиеве, и Ахматбек Кельдибеков, бывший глава Государственной налоговой службы при Бакиеве. Партия существует уже несколько лет, но известность получила благодаря поставкам гуманитарной помощи на юг Кыргызстана после июньских событий.

«”Ата-Журт” – перспективная партия; она представляет собой основную оппозицию, как на данный момент, так и в будущем парламенте, — сказал Казакпаев. – У партии есть мощная финансовая база. Главы партии… имеют постоянный электорат на юге. Уверен, что эта партия пройдет своими силами в парламент и сформирует новую оппозицию».

Другие партии, баллотирующиеся на выборах, включают в себя «Ар Намыс», которую возглавляет бывший премьер-министр Феликс Кулов и поддержка которой ограничена севером страны, а также «Эл Арманы», партию генерала Мирослава Ниязова, экс-секретаря Совета безопасности.

Многие партии в Кыргызстане объединяет то, что они основываются вокруг известных политических личностей страны.

«К сожалению, партии лидерского типа – это бесперспективное направление. Партии нужно создавать по идеологическим ориентациям, но этого… сейчас в Кыргызстане не происходит, — отметил Казакпаев. – Партии пока слабые, потому что им нужен постоянный источник финансирования. Сейчас у них таких источников нет, и они занимаются поиском ресурсов хотя бы на эти парламентские выборы».

Партии имеют хороший стимул, чтобы побороться на предстоящих осенью выборах, учитывая, что победители будут обладать большими полномочиями, чем прошлая законодательная власть. Однако даже такое продвижение станет достижением для нестабильной политической системы Кыргызстана.

Политолог Марс Сариев рассматривает эти выборы как третью крупную попытку модернизировать политическую систему Кыргызстана после «тюльпановой революции» 2005 года, в результате которой Бакиев пришел к власти, и восстания в апреле 2010 года, когда он был свергнут.

«Если она не удастся, то это будет фатально для Кыргызстана», — сказал он.

Тимур Токтоналиев и Евгения Ким — журналисты, прошедшие тренинги IWPR и курсы по журналистике при общественном фонде «Клооп Медиа».

Данная статья была подготовлена в рамках двух проектов IWPR: «Защита прав человека и правозащитное образование посредством СМИ в Центральной Азии», финансируемого Европейской Комиссией, и «Информационная программа по освещению правозащитных вопросов, конфликтов и укреплению доверия», финансируемой Министерством иностранных дел Норвегии.

IWPR несет полную ответственность за содержание данной статьи, которое никоим образом не отражает взгляды стран Европейского Союза или Министерства иностранных дел Норвегии.

Фото: Тимур Райымкулов. Митинг оппозиции 27 марта 2009 года в парке им. М. Горького

Авторы: Тимур Токтоналиев и Евгения Ким

4 КОММЕНТАРИИ

  1. а Байсалов не двигеаться со своей партией никуда????

  2. Двигается. Здесь были рассмотрены несколько партий.

    • Казакпаев считает, вряд ли пробьется, так как партия новая, финансовых ресурсов недостаточно, чтобы за такой короткий срок пробиться. Но Байсалов и не расчитывает на это. На парламентских выборах участвуют, наверное, чтобы просто заявить о себе, набраться опыта до следующих выборов. А так нужно с кем-то сливаться.

комментарии закрыты.