В музее ИЗО имени Гапара Айтиева проходит выставка работ хакасского фотографа Бориса Долинина. На работах изображены погребальные маски людей, живших около двух тысяч лет назад на территории Саяно-Алтая.

По словам организатора мероприятия Алимжана Амантаева, в Бишкек удалось привезти только фотографии древних масок.

«Сами экспонаты разбросаны по всем музеям: в Эрмитаже, в Москве, в Новосибирске. Чтобы их собрать и получить разрешение на фотографирование ушло четыре года. Эрмитаж, московские музеи и музеи Абакана эти экспонаты не дают», — пояснил Амантаев в интервью Kloop.kg.

Из более чем ста фотографий хакасского художника, по словам Амантаева, были отобраны «самые лучшие».

Сергей Нарылков, один из организаторов из Хакасии, рассказал, что маски «показывают социальный статус людей — это элита общества: ханы, каганы».

Посол Росии в Кыргызстане Валентин Власов, присутствовавший на открытии выставки, назвал мероприятие «уникальным».

«Выставка очень содержательна и познавательна. В каждой маске есть содержание уходящего человека, видны мужские и женские портреты», — поделился впечатлениями Власов.

По словам организаторов, идея выставки возникла после поездки группы кыргызстанских и казахстанских энтузиастов по сближению всех тюркоязычных народов мира на Саяно-Алтай в 2005 году.

На фотовыставке представлено 52 фотоснимка снятые на современную цифровую фотоаппаратуру, где запечатлены маски наших предков живших более 2000 лет назад на территории Саянно-Алтая. Все работы автора представляют Таштыкскую культуру, относящуюся к первой половине первого тысячалетия н.э.

В 2010 году выставка «Лики предков» была проведена в нескольких городах России, Казахстана и Финляндии.

Организаторы сообщают, что экспозиция готовилась «в течение пяти лет» и откладывалась «в связи с событиями в Кыргызстане».

Впечатления посетителей

Художница Айгуль Бадашханова сказала корреспондентам Kloop.kg, что «это научное историческое открытие, история наших предков и слияние народов».

Другому посетителю фотовыставки Григорию Капустину, студенту КГУСТА понравилась «культура и эстетика погребальных масок».

«Меня поразили цвета масок, их загадочность и изотерика. Лики женщин белые, а мужские – красные или синие», — заметил Капустин.

Погребальные маски

Погребальные маски связаны с ритуальным обрядом захоронения умерших людей, которые передают древние лица людей.

Маски Таштыкской культуры изготавливались на мягкой основе головы куклы из разных кусков кожи. После маски покрывались белой или красной краской и поверх наносилась роспись.

Сергей Кисилёв, исследователь древней истории Хакасии, считал, что «таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей».

История

По словам директора института этнологии МУК, Табылды Акерова, «этническое происхождение кыргызов неразрывно связано с Саяно-Алтайским краем».

На территории современной Хакасии возникло первое государство южной Сибири в IV-III веках до н.э., народ которого в древнекитайских летописях называли «динлинами».

Также в китайских источниках упоминалось о смешении кыргызов и «динлинов», что привело кыргызов к занятию военно-политической верхушки новой этнополитической общности.

Акеров полагает, что кыргызы и «динлины» «являлись одним и тем же народом», представляющим тагарскую культуру на Саяно-Алтае.

Кыргызы и «динлины» находились в постоянном соседстве на протяжении почти 800 лет, которое завершилось «смешением».

Результатом смешения кыргызов с «динлинами» являются более 30 тысяч археологических памятников, представленные в виде наскальных рисунков древних народов, могильники и захоронения, оборонительные укрепления, стоянки и городища, а также ритуальные центры.

Авторы: Ангелина Мох и Айым Бакы

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Мне очень понравилась статья о погребальных масках людей. Настолько завораживающе написано . В этой статье описаны и история и интересные факты о выставке. Действительно после прочитанного, хочется прикоснуться к этому искусству и познать его тайны.

    • merci Cathrine, мы с Айым старались написать как можно интереснее, чтобы потом было желание у читателей посетить саму выставку !!! )))

      • Хмм… Боюсь, это не должно быть первопричиной журналиста. Иначе он тогда не журналист, а непонятно кто.

        Рассказать об интересном явлении — да. Даже если в нём есть негатив. Это должно быть вашей задачей как журналистов.

        Но никак вас не должно заботить, сколько людей пошло на выставку благодаря вашему репортажу.

        • вот видите , Бектур !!! все-таки 1 человечек заинтересовался и сходит на выставку! не нахожу в этом ничего плохого !

          «Рассказать об интересном явлении – да. Даже если в нём есть негатив. Это должно быть вашей задачей как журналистов.» — согласна с этим совершенно, и не забываю об этом! только надо помнить и о пользе информации, кот должна приносить нашим читателям. иначе , зачем освещать?

          в том -то и дело ,Бектур, что эти выставки одни журналисты , в основном , и посещают, а простых людей очень мало .
          поэтому я рада, что lu4ik «благодаря нашему репортажу сходит в музей» !!! вот.

          • Ни в коем случае у журналиста не должно быть цели приносить некую пользу своему читателю. Читатель об этом не просит.

            Если хочется завлечь больше людей на выставку, надо устраиваться пиарщиком в музей.

  2. ха ха ха Вы правы Бектур что,журналиста не должно волновать сколько людей пошло на выставку!!))))Лично я еще не ходила, но меня так заинтересовало что обезательно схожу))))) Так что благодаря ваешему репортажу еще один человек сходит в музей))))))))))

  3. Автор фотовыставки Сергей Нарылков.
    Я рад,что результат моей пятилетней работы нашел отклик у народа Кыргызстана. К сожалению добровольный куратор выставки А. Амантаев отобрал из более чем 100 уникальных фотографий не самые лучшие снимки. Так как эта выставка уже 19 по счету, а до этого за два года прошло 18 выставок в разных городах и странах, то логично сделать вывод, что идея этой выставки ни как не может принадлежать группе товарищей посетивших Алтай, Хакасию, Туву. Хотя бы по одной простой причине, что большинство масок находится в столичных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Допуск к фотографированию этих масок в столицк не смогли получить даже автор этой фотовыставки, С.Нарылков, ни фотографов Б.Долинин. Если вы обратите внимание на подписи на фотографиях из столичных музеев, там стоят другие фамилии. Так что добровольный куратов выставки, Амантаев, и понятия не имел об этой фотовыставке каких-нибудь 3 месяца назад, когда эта фотовыставка открывалась в ноябре 2010г. в Алматы, в Казахстане.
    А в целом я рад, что эта выставка вызвала искренний интерес в Бишкеке. Главной целью этой фотовыставки, и моей в частности, показать миру сокровищницу древней культуры нашей тюркской античности. Таштыкские маски это пласт тюркской культуры мирового уровня и это только маленькая часть тыштыкской археологической культуры. Я абсолютно убежден, что эта выставка ещё увидет многие музеи и города мира.

комментарии закрыты.