1 min read


Парламент Кыргызстана 15 апреля ратифицировал соглашение между правительствами США и Кыргызстана, согласно которому топливо для самолетов коалиции будет поставлять совместное кыргызско-российское предприятие.

Доля Кыргызстана в предприятии «Газпромаэро-Кыргызстан» составляет 49 процентов. Центром транзитных перевозок «Манас» пользуются, в основном, ВВС США для своих операций в Афганистане.

По словам Аскарбека Шадиева, министра энергетики Кыргызстана, ежегодные поступления в госказну от этого предприятия составят «около 23 миллионов долларов США».

«Необходима ратификация соглашения в кратчайшие сроки, так как мы ежедневно теряем порядка двух миллионов сомов», — сказал Шадиев, выступая с докладом по ЦТП перед депутатами, передает пресс-служба парламента.

Спикер парламента Ахматбек Келдибеков заявил, что ему «непонятно» решение выделить российской стороне большую часть доли в предприятии.

Ранее временный посол США в Кыргызстане Ларри Меммотт предлагал кыргызскому правительству 100-процентную долю в поставках топлива для авиабазы, однако правительство отказалось от этого предложения.

Это подтвердил 5 апреля депутат парламента от партии «Ар-Намыс» Акылбек Жапаров.

«Правительство не хочет, они желают только 50 процентов», — сказал тогда Жапаров.

Западные издания охарактеризовали согласие США на участие России в поставках топлива как «компромисс».

«США достигли компромисса, чтобы защитить свою авиабазу в маленькой, но стратегически важной бывшей республике Советского Союза», — написала в феврале британская газета «Дэйли Телеграф».

Недовольство «Мины»

Новые планы США и Кыргызстана ранее вызвали недовольство предыдущего поставщика топлива — корпорации «Мина», которую нынешние власти Кыргызстана обвиняют в связях с семьей свергнутого в 2010 году президента Курманбека Бакиева.

В свою очередь, зарегистрированна в Гибралтаре «Мина» обвинила кыргызские власти в том, что они пытаются «отобрать» у них бизнес.

Прошлогоднее расследование американских конгрессменов не нашло взаимосвязи между «Миной» и Бакиевыми.

ЦТП «Манас», ранее известная как авиабаза «Манас», была на грани закрытия в феврале 2009 года — власти Кыргызстана тогда обещали выдворить авиабазу к лету того же года, но поменяли свое решение.

Спустя год, выложенная на сайте «Викиликс» секретная переписка американских дипломатов дала понять, что авиабаза осталась благодаря увеличению финансовой помощи Кыргызстану со стороны США.

Как вы относитесь к тому, что ЦТП «Манас» будет использовать топливо «Газпрома»? Хотите ли вы, чтобы ВВС США продолжали использовать авиабазу в Кыргызстане? Оставьте свои комментарии, используя форму ниже.

Редактор: Бектур Искендер