Фонд по борьбе с пытками «Голос свободы» опубликовал отчет о фактах жестокого обращения и пытках со стороны правоохранительных органов Кыргызстана. По данным организации, ни по одному из исков не было вынесено судебного решения.
В своем отчете «Голос свободы» опирается на данные депутата Бахтияра Кадырова, который заявил, что с августа 2009 года по конец 2010-го в Кыргызстане зафиксировано 186 фактов применения пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов.
«В 93 процентах пытки применялись в изоляторах временного содержания. Среди потерпевших — 10 женщин и 6 несовершеннолетних. В трех случаях, предполагаемые факты пыток закончились смертельным исходом», — сказал Кадыров на парламентских слушаниях со ссылкой на «Коалицию против пыток».
Правозащитники из «Голоса свободы» отслеживают 11 судебных исков против правоохранительных органов.
Согласно организации, ни одно из судебных дел не закончилось вынесением приговора обвиняемым в пытках.
«Тенденция игнорирования заявлений жертв пыток при рассмотрении этих дел в судах, не оставляет пострадавшим шанса на справедливое возмездие», — сообщает фонд.
Пострадавшим от пыток не помогают даже задокументированные доказательства, сообщает «Голос свободы».
«Несмотря на показания свидетелей, результаты судебно-медицинских экспертиз и визуальные доказательства применения пыток, дела о пытках «зависают» в судах», — передаёт организация.
В качестве примера применения пыток «Голос свободы» приводит случай с предпринимателем и сотрудником таможни Фирузханом Физиевым, который, согласно заявлениям ряда правозащитных организаций, умер после пыток со стороны 16 сотрудников Госкомитета национальной безопасности.
Заместитель председателя ГКНБ Кольбай Мусаев ранее опроверг эти обвинения, заявив, что в отношении Физиева «не было применено физического насилия» и что он упал со второго этажа, пытаясь убежать от сотрудников ГКНБ при задержании за незаконный сбыт огнестрельного оружия.
Не только кыргызстанцы
По данным активистов, от пыток в Кыргызстане страдают не только собственные граждане.
В начале 2011 года сотрудниками ГКНБ был задержан гражданин Филиппин, предприниматель Немоэль Балага, который обвинялся в неуплате налогов.
Переводчица филиппинца Седеп Бозгунбаева сообщила в интервью Kloop.kg, что Балагу задержали 17 марта сотрудники ГКНБ Чуйской области и стали его «избивать» и «требовать заплатить налоги».
Тогда глава Госкомитета национальной безопасности Кенешбек Душебаев опроверг обвинения в свой адрес и сказал, что «каких-либо нарушений со стороны сотрудников Государственного комитета национальной безопасности нет».
Помимо сотрудников ГКНБ, правозащитники регулярно обвиняют в применении пыток и сотрудников милиции.
Одним из резонансных случаев стала смерть в августе 2011 года в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области российского гражданина Усманжана Халмирзаева — тогда «Голос свободы» заявил со ссылкой на родственников погибшего, что он скончался после избиения сотрудниками местной милиции.
Спустя месяц прокуратура Базар-Коргонского района возбудила уголовное дело против четырёх подозреваемых милиционеров, но никакого решения по нему до сих пор не вынесено.
Законопроект против пыток
Комитет по правам человека одобрил законопроект «О Национальном центре по предупреждению пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Инициатором законопроекта тогда выступил глава профильного комитета и депутат Дастан Бекешев.
«Я много раз слышал от ребят о милицейском беспределе, о том, что творится в изоляторах временного содержания, колониях — там, где есть ограничение свободы», — цитирует «Голос Свободы» слова Бекешева.
Депутат намерен создать Национальный центр — отдельный госогран, который будет заниматься мониторингом и отслеживать факты применения пыток сотрудниками правоохранительных органов.
В 2008 году Кыргызстан подписал многостороннее соглашение к «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
К самой конвенции Кыргызстан присоединился в 1997 году — согласно требованиям договора, в 2003 в Уголовном кодексе республики была введена статья «Пытка», которая предусматривает максимальное наказание до пяти лет лишения свободы.
На фото: один из бишкекских изоляторов временного содержания (ИВС). Автор фото: Эльдияр Арыкбаев
Все прям как в России и Украине, Тимошенко вообще 7 лет дали
увы, это участь всех стран СССР, абсолютно в каждой бывшей республике правовой беспредел