Премьер-министр Алмазбек Атамбаев чаще остальных кандидатов в президенты упоминается в газетах Кыргызстана с начала предвыборной агитации — такие данные приводит в своём исследовании Институт медиа-полиси.

За первую неделю агитации, которая стартовала 26 сентября, Атамбаеву было посвящено 52 статьи в более чем двух десятках крупнейших газетах Кыргызстана, которые учитывались в исследовании Института медиа-полиси (ИМП).

Занявший второе место по степени внимания печатных изданий Адахан Мадумаров отстаёт от Атамбаева на более чем два десятка статей — бывшему секретарю совбеза и спикеру парламента посвящена 31 статья.

Тройку лидеров замыкает один из лидеров партии «Ата-Журт» и депутат парламента Камчыбек Ташиев, который упоминался в 21 статье.

При этом о премьер-министре газеты пишут в целом «положительные» материалы, как следует из исследования ИМП.

Из 52 статей про Атамбаева, в 29 его хвалят, в 18 — пишут в нейтральном тоне, и только в 5 статьях премьера критикуют.

В отчёте ИМП не говорится, за что именно критикуют премьера.

Про Мадумарова и Ташиева, наоборот, больше «негативных» материалов, причём в случае с Ташиевым они составляют большинство.

Кроме тройки лидеров, более десятка статей в газетах посвящены только бывшему генпрокурору Кубатбеку Байболову — 13 материалов.

Остальные кандидаты в президенты гораздо реже фигурируют в прессе.

Косвенная агитация

Всего за первую неделю агитации в исследуемых газетах вышло 50 «положительных» статей о кандидатах, но только 24 из них были помечены как оплаченные из избирательного фонда соответствующего кандидата, сообщает ИМП.

В ряде газет имеются признаки косвенной агитации — чаще всего в пользу Атамбаева — также не указанной как оплаченной из избирфонда.

Самый распространённый способ косвенной агитации, по данным ИМП — это публикации интервью с политиками или политологами, в которых те хвалят определённого кандидата.

Ранее ЦИК уже вынес предупреждение Атамбаеву в нынешнем предвыборном цикле, обвинив его в преждевременной агитации через печатные СМИ до того, как агитация была разрешена законом.

Другое обвинение в адрес Атамбаева прозвучало 11 октября на форуме “Дизель” — пользователи подвергли критике публикацию фотографии премьера с российским коллегой Владимиром Путиным на сайте информагентства “АКИпресс”.

Согласно действующему закону о выборах, кандидаты не могут использовать в агитации фотографии с лидерами других государств.

“АКИпресс” убрал фотографию Атамбаева с Путиным вскоре после публикации.

Свободы слова стало больше

Эксперты в области средств массовой информации в целом отмечают, что предвыборная агитация 2011 года отличается отсутствием зафиксированных фактов давления на журналистов — в отличие от президентских выборов 2009 года, на которых победил действовавший тогда президент Курманбек Бакиев, свергнутый годом позже.

«Бакиев доминировал стопроцентно и выбора никакого не было, а сейчас выбор есть», — считает Мария Раснер, директор представительства «Интерньюс Нетуорк» в Кыргызской Республике.

«На всех тех каналах, где раньше не было альтернативы, сейчас она есть», — добавляет она.

На выборах 2011 года, по мнению главы общественного объединения «Журналисты» Марата Токоева, уровень присутствия кандидата в СМИ определяется исключительно его финансовыми вливаниями.

«Кто больше платит, тот, как говорится, и заказывает новость», — говорит Токоев.

В этом году в его организацию, защищающую права журналистов, пока не поступило ни одной жалобы на давление со стороны кого-либо из кандидатов.