USAID: Детям внутренних мигрантов сложно получить образование


Сотрудники USAID столкнулись с недоверием школ и родителей при обучении детей по программе «Качественное образование». Основной проблемой был отказ школ от приема ребенка на учебу.

Координатор программы Айнура Жапарова рассказала, что после этнического конфликта на юге Кыргызстана 2010 года поток внутренних мигрантов в Бишкек усилился, и приезжие стали заселяться в новостройках.

«Наша цель была — снять напряжение в новостройках, после того, как много мигрантов стали переезжать и жить в новостройках. К сожалению, у них много проблем с работой, также с тем, что нет прописок по месту жительства, а также, что у детей нет школьных принадлежностей», — поделилась Жапарова.

Ранее экс-директор Центральноазиатского института свободного рынка [CAFMI] Сейитбек Усманов заявлял, что дети мигрантов не могут свободно поступить в учебное учреждение из-за «отсутствия знаний» о процедурах регистрации и «высокой бюрократии» при оформлении документов. Сами сотрудники CAFMI не первый месяц борятся за упразднение института прописки.

Начальник управления дошкольного и школьного образования профильного министерства Дамира Кудайбергенова рассказала, что дети, живущие в новостройках, из-за внутренней миграции имеют пробелы в обучении.

«Проект был расчитан на жилмассивы города Бишкек. Прибывшие дети еще не встали на учет — они временно живут в одной квартире, а потом переезжают в другую. Поэтому работники программы осуществляли подворный обход», — поделилась Кудайбергенова.

Директор правозащитной организации «Совет по правам человека» Гульжамал Султаналиева рассказала, что первой проблемой, с которой столкнулись работники программы, был выбор школы для детей.

«В некоторых школах были проблемы, так как они открыто говорили что за образование нужно платить. Но мы говорили, что — это дети проекта, и, что у них нет никаких возможностей платить. И это им очень не понравилось», — поделилась Султаналиева.

Однако директор школы №87 Жаныл Исанова сказала, что сразу согласилась принять участие в проекте.

«Преподователи ходили на курсы по повышению квалификации и у меня сейчас учатся 11 детей из разных новостроеек», — рассказала директор.

«Качественное образование»

Сагынгуль, мать четырех детей, сказала в интервью «Клоопу», что сразу же согласилась на участие в программе, так как трое ее детей не ходили на учебу после переезда семьи в Бишкек.

«Я пыталась отдать своих детей в школу, но мне везде отказывали. Вот до ноября прошлого года мои дети не ходили в школу», — сказала Сагынгуль.

Однако другой житель новостройки «Ак-бата» Арген Жумаев сказал, что не сразу согласился отдать своего сына на обучение.

«Когда мы переехали в Бишкек, он [сын] перестал ходить в школу. Благодаря проекту «Качественное образование» он снова учится в школе», — рассказал Жумаев.

Сама программа «Качественное образование» стартовала после апрельской революции 2010 года — с мая 2010 по декабрь 2011 года.

Основными направлениями программы, по словам регионального директора проекта Терри Джайлса, являются — обучение детей с пробелами в образовании, повышение квалификации учителей, помощь министерству образования и министерству финансов в финансировании образования.

Редактор: Эльдияр Арыкбаев
Фото предоставлено USAID