Редактор «Клоопа» Бектур Искендер после некоторых приключений всё же смог попасть на матч чемпионата Европы по футболу — ему достался билет на поединок между голландцами и датчанами, который прошёл в Харькове 9 июня. Переварив всё произошедшее, Искендер готов поделиться своими мыслями.

«Всё это оказалось не таким грандиозным, как я представлял, если быть совсем честным. Или просто в Харькове собралась публика не очень эмоциональная.

Очень много драматизма футболу придает телетрансляция. Я теперь понимаю, что футбол живёт и здравствует на одной лишь телетрансляции. Без неё всё выглядит намного обыденнее.

В телетрансляции присутствует драматургия, вы почти смотрите кино — крупные планы, они затем сменяются средними, сменяются общими. Акценты на эмоциях футболистов, повторы. Комментатор кричит что-то. Когда сидишь на стадионе, то просто видишь, как 22 человека гоняют мяч по зеленой траве.

И всё равно чувство необычное — вот вроде 22 мужика по полю просто бегают, но ты с другой стороны понимаешь, что это всё звёзды, за которыми охотятся журналисты, жизнь которых под лупой у всего человечества.

Наступает момент, когда в игре какая-то пауза — например, когда происходят замены. И ты замечаешь, что Робин ван Перси — это обычный парень со своей дурацкой причёской, который ходит по полю, чешет яйца, сморкается.

Ну ладно, может и не чешет яйца — на самом-то деле стадион «Металлист» так устроен, что я чётко мог разглядеть только бутсы Хунтелаара вырвиглазно-жёлтого цвета».

Об УЕФА

«УЕФА — совершенно конская структура. Они конфисковали у меня билет первого класса стоимостью в 120 евро, который я купил на кассе стадиона «Металлист», и который, как выяснилось, мне не должны были продавать (epic fail!).

Пришлось потом брать билет третьего класса. За 15 евро (epic win!).

Деньги мне до сих пор не вернули. Хотя я покупал билет первого класса — повторяю — в официальной кассе стадиона! Не у каких-то спекулянтов. Почему я должен нести ответственность за то, что УЕФА, при всей своей строгости, не проследила за таким механизмом распространения билетов?

Когда я звоню в УЕФА, они говорят, что всё ещё ведут расследование моего случая.

Я мог совершенно спокойно пройти на стадион с первым своим билетом. Потому что всё равно не сверяли имя на билете с именем в паспорте. Паспорт вообще не проверяли, в конце концов. Хотя УЕФА запугивали меня, что я приду, а там уже человек на моём месте сидит. Не верю.

А ещё представитель УЕФА сказал мне, что меня не пустят на стадион с моим фотоаппаратом («Кэнон» ЭОС600Д, с объективом 18-200 мм). Каково было мое глубочайшее разочарование, когда я увидел на стадионе невероятное количество людей именно с такими фотоаппаратами и почти с такими объективами».

О важности ракурса

«Почему-то именно в Харькове собрались болельщики, которые почти не пели. Мне очень не хватало этого.

Мне не повезло с ракурсом немного — я сидел за воротами. Одну половину матча я изучал спину Стекеленбурга, вторую — Андерсена.

Правда, благодаря этому я увидел гол с близкого для болельщика расстояния. Опять же, празднование гола выглядит с трибун намного проще и тривиальнее, чем во время телетрансляции.

Во время телетрансляции это преподносится очень кинематографично — с повторами в рапиде, ты смотришь несколько раз, как футболисты радуются.

Благодаря трансляции, футбольные матчи получают ту самую свою «голливудистость».

На деле я видел, как группа мужиков в белых футболках быстро что-то покричала, пообнималась возле углового флажка и побежала дальше играть.

Футбол в Кыргызстане будет в жопе до тех пор, пока не начнётся телетрансляция матчей нашей лиги и выступлений «Дордоя» и сборной Кыргызстана на международных турнирах.

О канадском флаге

«Иногда я писал что-то в блог, отвлекался и пропускал какие-нибудь моменты. Но узнавал о том, что они случились, благодаря тому, что на мобиле выскакивало уведомление из официального приложения Евро-2012 для «Андроида».

Например, так я пропустил одну из жёлтых карточек. Прикольно, на мобиле выскакивает сообщение о том, что в матче Нидерланды-Дания показали жёлтую карточку такому-то футболисту. Поднимаешь голову — и видишь этого футболиста живьём.

Очень хотелось попасть в кадр телетрансляции. Это, конечно, детский сад, но всё равно хотелось безумно. Правда, я ничего для этого не сделал — не раскрасил себе морду в оранжевый цвет, не надел какой-нибудь глупый парик.

Однажды Роббен атаковал по правому флангу во втором тайме, и на повторе показали эту атаку с такого угла, что на заднем фоне был виден канадский флаг, который висел прямо передо мной.

Я в кадр не попал — верхняя граница кадра прошлась как раз где-то по моей шее».

О плачущих голландцах

«Я видел плачущих голландцев после матча и сначала было подумал — как это глупо. Но потом вспомнил, что сам чуть ли не готов был плакать, когда Кыргызстан проиграл в четвертьфинале чемпионата Азии по футзалу японцам со счётом 0:1 и потерял шансы на чемпионат мира.

Я очень счастлив, что побывал на матче. Я в очередной раз убедился, что мир намного проще, чем он часто представляется.

С другой стороны, я посмотрел изнутри на явление, которые притягивает миллионы людей. Это обогащает неимоверно».

Все мнения, выраженные в этом материале, принадлежат лично Бектуру Искендеру и не отражают политику «Клоопа».