Чемпионат Европы по футболу — золотое время для харьковских перекупщиков. Журналист из белорусской «Брестской газеты» Станислав Коршунов своими глазами увидел, как теневые воротилы продают билеты на матчи в разы дороже, чем УЕФА, единственный официальный дистрибьютор. Проблем с реализацией не наблюдается — от желающих застолбить себе места на трибуне отбоя нет.
С перекупщиком Андреем я познакомился, когда стоял в очереди за последними билетами на матч Голландия-Дания, который прошел 9 июня в Харькове.
Заметить Андрея было не трудно. Он был одет по-спортивному, разъезжал вокруг касс на велосипеде и то и дело подъезжал к очереди с одним и тем же вопросом: «Билеты нужны?». Кто-то из очередников интересовался ценником, другие, предвосхищая аппетиты билетных воротил, о стоимости даже спросить боялись.
Мой вопрос «Почем?» невольно перерос в продолжительную беседу.
Заняться «теневым» бизнесом Андрея подтолкнуло желание подзаработать. По его словам, билеты на матчи он начал покупать в декабре 2011 года через официальный сайт УЕФА.
Ограничение на продажу билетов (по четыре на человека) он обошел легко — создал несколько разных учетных записей: на себя, тещу, жену, других родственников и друзей.
Когда «электронные души» были зарегистрированы, осталось самое сложное — ждать, когда на платформе перепродаж появятся билеты на матчи финальной стадии чемпионата, и особенно на матчи известных команд. Ведь именно эти квитки можно будет выгоднее всего реализовать.
«Я сидел безотрывно перед монитором. Ждал, когда в продажу выкинут Германию, Голландию. В туалет не мог сходить. Отвлечешься на две минуты, а за это время они уже появились и их раскупили. А ты сидишь», — рассказал Андрей.
Настойчивость и усидчивость принесли свои плоды, и Андрею удалось приобрести квитки на все четвертьфиналы, полуфиналы, финал и групповые матчи известных команд. В пересчете на потенциальную прибыль от перепродажи — серьезные деньги.
Как только билеты попали в руки — началась работа по их реализации. Место 2-й — средней — категории на групповой матч у Андрея стоило от 250 до 300 евро при официальной цене в 70 евро.
3-я категория продавалась за 200 евро — более чем в шесть раз дороже номинала.
Цены на билеты:
Цена не была фиксированной и варьировалась в зависимости от спроса. Лучше всего раскупались билеты на игры сборной Германии. Их, по словам Андрея, скупили почти все. Как ни странно, хуже распродаются пропуски на матчи финальной стадии.
«Пока на четвертьфиналы, полуфиналы и финал билеты не покупают. Ждут. Люди хотят сначала узнать, какие будут играть команды. И очень зря. Ведь когда станут известны финалисты, цены вырастут в несколько раз. Помню, на один четвертьфинальный матч одного чемпионата цены на 3-ю категорию перевалили за тысячу евро», — отметил Андрей.
Билетная лихорадка
Основная борьба за место на трибуне началась и закончилась в марте прошлого года. Именно тогда Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) запустил официальную платформу по продаже квитков.
Ажиотаж был рекордный. За март организаторам поступило свыше 12 млн. заявок, что на 17% превышает показатели первенства 2008 года. Как передает «Deutsche Welle», на каждый билет претендовало до 20 желающих.
Чтобы никому не было обидно, УЕФА определял обладателей билетов лотереей. Кто победил – получал квиточек, а остальным пришлось ждать конца июля 2011 года, когда начала работу официальная платформа по перепродаже билетов.
Сервис позволял владельцам билетов официально перепродать заветные места на стадион по номинальной стоимости. Платформа работала до 10 апреля 2012 года.
Последняя официальная возможность вскочить в уходящий «футбольный» поезд была у болельщиков сборных-финалисток ЧЕ. Для граждан этих стран УЕФА отложил определенное количество билетов. Кто их получит – определяла все та же лотерея.
Благодаря тому, что не все национальные федерации использовали свою билетную квоту, в начале мая текущего года в свободную продажу поступило еще 50 тысяч билетов.
Параллельно работали лицензированные тур-операторы, которые предлагали пакеты на Евро-2012 (дорога, проживание и билеты на матчи). Однако эта опция вылетала в копеечку, особенно учитывая тот факт, что на время первенства, многие украинские гостиницы в несколько раз подняли цены на проживание.
Билетная политика УЕФА принесла свои плоды — в конце апреля 2012 года операционный директор УЕФА Мартин Каллен заявил, что было продано 95% билетов.
Нерасторопному болельщику «официальная» дорога на матчи топовых сборных была закрыта. Можно было, конечно, стоять у касс стадионов в надежде, что там появятся квитки, но шансов, откровенно говоря, было немного. А если пропуска и появлялись, то это были, как правило, места с ограниченной обзорностью (за спиной оператора или напротив перил) и на матчи «непопулярных сборных». Единственный плюс этих билетов – дешевизна. Квиток на такие кресла стоил всего 15 евро.
Спрос бьёт в нос
В том, что у перекупщиков нет проблем с реализацией я позже смог убедиться лично. Попрощавшись с Андреем, я все-таки приобрел квиток на матч сборных Голландии и Дании и уже возвращался в гостиницу, когда недалеко от стадиона я вновь заметил своего собеседника, который в тени дерева что-то активно объяснял двум молодым иностранцам.
Я подошел поближе и услышал, что участники дискуссии пытались обговорить условия «билетной» сделки, но никак не могли все уладить. Между двумя сторонами переговоров китайской стеной вырос языковой барьер. Андрей пытался изъясниться на русском и на международном языке жестов, а голландские фанаты – на английском.
Я предложил им свои услуги переводчика.
Молодые люди хотели у Андрея купить три билета 3-й категории на матч между сборными Голландии и Германии. Стоило это удовольствие 450 евро (по 150 евро за билет). «Как от души отрываю, ибо надоело уже», — пояснил Андрей.
Иностранцы были готовы заплатить эти деньги, но у них с собой было только 100 евро, а за остальной суммой надо было ехать в другой конец города.
«Давайте мы их у вас забронируем», — умоляли они. Андрей, зная, что спрос на билеты хороший, на уговоры не поддавался и предлагал ребятам оставить денежный залог.
Последние на такие условия не согласились. Сошлись на том, что иностранцы уезжают за деньгами, а Андрей продолжит работу на привычном месте: успеют приехать и заплатить — получат билеты, а нет — так нет. С имеющимся спросом перекупщики могут диктовать свои условия.
Андрей признаётся, что он сам — футбольный фанат, болеет за сборную Голландии и планирует посетить шесть матчей. Эти билеты он бережет как зеницу ока и не продаст «ни за что».
Своего денежного хобби Андрей не стесняется: «Продажа билетов – это как и любой другой бизнес. Как-то встретил друга, а он мне говорит: «Что, билетами барыжишь?» А я его в ответ спрашиваю: «А ты что? Все овощами барыжишь?» Какая разница, что продавать, если это покупают?».
Оригинал материала вышел в «Брестской газете»
Публикуется на “Клоопе” после частичной редакции Бектура Искендера и с разрешения “Брестской газеты”
Автор: Станислав Коршунов, «Брестская газета»