микрокредитная компания
Президент Алмазбек Атамбаев подписал 26 июля закон «Об ограничении ростовщической деятельности». Отныне Нацбанк Кыргызстана будет регулировать деятельность микрокредитных компаний, ломбардов и физических лиц, занимающихся ростовщичеством.

Согласно новому закону, максимальный процент кредита, который может быть предоставлен микрокредитной компанией (МКК) клиенту, будет устанавливаться Национальным банком Кыргызстана.

Также, по закону, вопросы уклонения от исполнения обязательств заемщика и конфискация залогового имущества будут решаться только в судебном порядке.

Инициатор и автор закона лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев говорил ранее в июне 2013 года, что микрокредитные организации в Кыргызстане функционируют «стихийно».

«Микрофинансовые компании работают крайне непрозрачно и фактически превратились в теневые банковские структуры, находящиеся вне государственного регулирования, вне надзора Национального банка» — цитирует Текебаева информационное агентство «24».

В пресс-службе Нацбанка не смогли ответить на вопросы журналистов «Kloop.kg», сославшись на отсутствие компетентных специалистов по вопросу ростовщической деятельности.

Сотрудник отдела по связям с общественностью МКК «Бай-Тушум» сообщила в интервью «Kloop.kg», что новый закон не сможет регулировать деятельность ростовщиков.

«Мы надеялись, что президент не подпишет этот документ, потому что он на самом деле не регулирует деятельность ростовщиков, данный документ регулирует ставку по кредитно финансовым институтам, а ростовщики как будут так и останутся», — сказал он.

Представители компаний «Мол Булак Финанс», «Финка» и «Компаньон» — крупнейших МКК в Кыргызстане — не стали комментировать принятие нового закона.

Всего, по данным официального сайта Нацбанка, в Кыргызстане зарегистрировано 225 микрокредитных организации.

«Уйдут в теневую экономику»

Как объяснил аналитик Центральноазиатского института свободного рынка (КАФМИ) Есен Джуманов, раньше МКК могли самостоятельно устанавливать себе процентную ставку.

«[Если] раньше компании никто не ограничивал в проценте, то сейчас есть определенные ограничения. Теперь микрокредиты будут выдаваться под 40 процентов. То есть там есть 15 процентов — средняя норма, которую устанавливает Национальный банк и сверху, не больше 15 процентов, могут накинуть микрофинасовые компании», — пояснил Джуманов.

Он считает, что новый закон приведет к тому, что многие МКК «уйдут в тень».

«Один из побочных эффектов — уход в теневую экономику. И появление новых ростовщических контор, которые будут давать под более высокие проценты. Если сокращается верхний потолок процентной ставки, то микрофинансовые компании уже не могут позволить себе издержки. Они начинают сокращать издержки. Если у нас банки расположены в основном в городах и областных центрах, то микрофинансовые компании заходят вглубь регионов, в труднодоступные села», — считает аналитик.

Протесты против микрокредитных организаций

Летом 2012 года прошел целый ряд протестов против деятельности микрокредитных организаций в Оше и Бишкеке. Заемщики крупнейших МКК Кыргызстана жаловались депутатам Жогорку Кенеша и правительству на то, что у микрокредитных компаний слишком большие процентные ставки.

Демонстранты заявляли, что брали кредиты, не прочитав контракты, а затем не могли справиться с выплатами по высоким процентным ставкам.

«Микрокредитные компании начали давать деньги под проценты, и у них проценты очень высокие: официальный процент достигает 85 процентов годовых», — говорил тогда «Клоопу» один из протестующих Кубат Токсобаев.

Один из конфликтов тогда разрешился тем, что «Мол Булак Финанс» пошел на уступки и списал долги некоторых заемщиков.

На фото: один из митингов против деятельности МКК летом-осенью 2012 года.
Редактор: Улугбек Акишев