Новый Splinter Cell как кот Шредингера – он крайне пластичен и для любой аудитории выглядит уникально. Уникально, красиво, но слегка громоздко.
Платформа: PS3, X360, PC, Wii U.
Разработчик: Ubisoft Toronto
Дата выхода: 20 августа 2013
Жанр: stealth-action.
До выхода Splinter Cell: Conviction сериал славился как чистокровный стелс, хардкорный, неторопливый и грациозный, но при этом, масштабный и красивый. Однако в 2010 году Ubisoft, выпустив на прилавки пятую часть саги о Сэме Фишере, эдаком игровом варианте Джейсона Борна, дала миру понять, что хороший стелс может быть скоростным и эффектным.
http://www.youtube.com/watch?v=YuhfD48VRGE
Слухи о переквалификации сериала ходили еще за годы до выхода Conviction, но как бы то ни было, публика не сумела принять игру такой, какой она получилась. Обманутыми остались преданные фанаты Splinter Cell. Анонсировав Blacklist, Ubisoft классифицировала его как перезапуск. И в самом деле, вернувшийся Сэм Фишер совсем не тот, каким его видели два или даже восемь лет назад.
Killing Them Softly
Переосмысленный Splinter Cell не пестрит свежими идеями. Всё, из чего собран Blacklist — это додуманные и правильно поданные составляющие разных частей сериала. И разработчики этого факта не стесняются.
На выбор у игрока есть три способа прохождения: стиль Призрака, хорошо известный по первым частям сериала, предусматривающий бесшумное проникновение с исключением любых убийств; стиль Пантеры, преобладавший в Conviction, тоже бесшумный, но с допущением контактов со смертельным исходом и Боевой стиль — напролом, со вспышками и грохотом летящих пуль. Геймплей строится на комбинировании этих способов. Игра и правда дает свободу действий на большинстве локаций — на выбор предлагаются разные пути обхода противников (или, наоборот, подхода к ним).
Сэм Фишер 2013 года стал чуть ли не шустрее своего образца Conviction. Паркур, заключенный, как и в последнем Assassin’s Creed, на единственной кнопке, прост в освоении и эффективен благодаря правильному построению уровней.
Активно используется во время прохождения и система Mark & Execute (недоступная на уровне сложности «Перфекционист»). Внедренная в сериал еще в предыдущей части, в Blacklist она не подвергается кардинальным изменениям. Если в Conviction каждое убийство сопровождалось резкой сменой ракурса, то теперь, для сохранения картинки Splinter Cell как серьезной и реалистичной, Сэм лишь поворачивается в сторону убитого противника.
Вообще, Blacklist старается быть как можно менее пафосной и неправдоподобной. Использование интересной фишки с выведением текущих указаний на стены и колонны сведено к минимуму, а сами надписи теперь не стерильно белые, а отражаются с преломлением на выступах и неровностях поверхностей, словно запущены с обычного проектора.
Сэм Фишер больше не зол — он хладнокровен и жесток, в его допросах (уже ставших фирменным элементом сериала) больше не играют нотки агрессии, а все переговоры по кодеку сухие и четкие.
Не сказать, что персонаж Фишера кажется поверхностным — он ярко реагирует на происходящее, благодаря неплохой лицевой анимации крайне правдоподобно рявкает на нарушающих субординацию и говорит насыщенным, слегка грубым голосом. Но в Blacklist нет истории Фишера, его роль в спектакле, затеянном Ubisoft Toronto непростительно мала.
Операция Blacklist
Распущенный «Третий Эшелон» переформировывают в «Четвертый» по прямому указанию президента. Помимо сил ЦРУ, АНБ и ФБР под страхом серии терактов Соединенным Штатам необходима спецгруппа по расследованию операции «Черный Список».
Инженеры — организация, взявшая на себя ответственность за удар по американской военной базе и пригрозившая еженедельными терактами, если американские войска не будут выведены из стран Ближней Азии. Не в силах приостановить свои интервенции, правительство собирает в «Четвертом Эшелоне» группу спецагентов во главе с Сэмом Фишером.
Завязка, казалось бы, примитивная и использованная не в одном политическом триллере, на самом деле интригует и интересует. С первых минут постановка берет своей кинематографичностью и живыми диалогами. Но после первого часа большая часть повествования сводится к кат-сценам под саундтрек из бодрых ударных.
Под предлогом необходимости сбора важной информации Фишера отправляют на Кубу, в Тегеран и Лондон. А во время каждой атаки — в один из городов США. По сути, промежуточные миссии не несут большой смысловой нагрузки, и к концу прохождения остается неприятный осадок. Отличная, бодрая история без присущей сериалу наивности в итоге кажется пустой и недостаточно прописанной.
Другая странность игры — у разработчиков имелись все возможности для воплощения самых разных и интересных геймдизайнерских идей, но локации в Blacklist глубоко вторичны и неинтересны. Они проработаны и нелинейны, но наскучивают. Мы все это видели и не раз.
И если простить страх разработчиков перед рисками, всплывает другая проблема — чрезмерная громоздкость игры. Арсенал Фишера в Blacklist как никогда богат и для применения этого арсенала создаются особенные игровые ситуации с разными видами противников. Но по мере прохождения, игра раздувается настолько, что остается не в силах предложить соответствующие моменты. Взамен разработчики все чаще и чаще создают сцены динамичных перестрелок и погонь, не имеющих альтернативных путей прохождения.
Не сказать, что Blacklist разваливается, но помимо легкого разочарования в сюжетной линии, остается не самое приятное впечатление от самой игры.
***
Tom Clancy’s Splinter Cell Blacklist, несмотря на свои недочеты, остается одним из самых стильных и сильных стелс-экшенов поколения. Невероятно умелый симбиоз, скорее всего, удовлетворит и любителей хардкорного стелса, и ту часть аудитории, которой по душе пришелся динамичный Conviction.
Хоть Blacklist технически и не выглядит лучшим образом, он поддерживает самые актуальные тенденции рынка. Он крайне пластичен, социально-ориентирован и ритмичен. Сэм Фишер вернулся — и вернулся он чертовски эффектно.