Обзор кино: «Джобс: Империя соблазна»

Снять кино о Джобсе тяжело. Хорошее и интересное — задача еще более высокого уровня. Однако “Империя Соблазна” не справляется ни с первым, ни со вторым. “Джобс” – кино совсем не об основателе некогда самой дорогой компании в мире.

http://www.youtube.com/watch?v=kWMo_kX_u38

Премьера: 19 сентября 2013
Режиссер: Джошуа Майкл Штерн
В ролях: Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гад, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн, Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гец, Джеймс Вудс
Жанр: биографическое кино.

Рассказывать о создателе Facebook гораздо тяжелее, чем о Стиве Джобсе. Дело не в значимости каждой из персон в рамках истории развития IT технологий.

3985114086_9a2efc2c4b_z

Просто из Цукерберга икону никто не делал — о нем, на самом деле, до выхода “Социальной Сети” мало кто знал. Его известность была сопоставима с нынешним уровнем знаний о создателях Twitter или Instagram.

Джобс был — и по сей день остается в воспоминаниях миллионов людей — фигурой видной, влиятельной и в образе некоего гуру мира информационных технологий.

Фрагменты его биографии — такие как уход из Apple и прогрессировавший рак — знают, наверно, лучше, чем подробности зариновой атаки в Токио или теракта в Мадриде.

Браться за кино о Джобсе можно было только с заведомой мыслью, что, скорее всего, байопик (биографическое кино) ни критики, ни публика тепло не встретят. Вот и сняли фильм, по сути, люди неопытные и молодые.

Речь идет не об актерском составе, не об участниках съемочной группы, а о тех людях, в головах которых рождался фильм и кошельки которых платили за процесс.

Продюсер фильма никакого отношения к Голливуду до “Джобса” не имел, а для сценариста картина — дебют. На самом деле, этот факт — небольшое оправдание фильму.

Не то, чтобы “Джобс: Империя Соблазна” настолько плохой фильм. Это просто неудачное биографическое кино.

Первыми кадрами нам показывают презентацию первого iPod для сотрудников компании. Катчера в роли седого Джобса показывают ракурсами или из-за плеча, или с больших расстояний. Емкие фразы, уместные шутки, фирменная жестикуляция.

Уже с этого момента становится понятно, как тяжело образ великого то ли гения, то ли вора дался Эштону.

jobs-kutcher-2

До того не снимавшийся в действительно серьезных ролях актер выглядит негармонично. Возможно, так выглядел сам Джобс, но это тоже можно было преподнести — подстроить движения Стива под комплекцию Катчера.

Актер старательно копирует мимику, манеру говорить, походку и жесты ныне покойного бывшего гендиректора Apple. Но ему не веришь — слишком гиперболизированная игра.

Не веришь и самой картине. С технической части все относительно неплохо. Единая атмосфера с минутными контрастами — часть которых смотрится, а другая откровенно клишированна и неуместна.

Особняком стоит саундтрек, который, к тому же, совершенно идеально гармонирует с видеорядом.

Однако когда речь доходит о двух самых важных аспектах байопика, адаптации биографии и создании образа человека, о котором снят фильм, “Империя соблазна” остается в проигрыше.

Рассказать все важные события жизни Стива Джобса даже при возможном большем хронометраже (фильм длится 130 минут) было нереализуемо в рамках стандартов игрового кино. Осуждать выбранные авторами картины моменты биографии тоже нельзя — они вполне адекватны.

Картина о Джобсе проваливается в самом главном — в раскрытии истории жизни самого Джобса и его образа. Это, как его рисуют в множестве биографий, был темпераментный, своенравный, жестокий, творческий перфекционист, обладавший необычным даром убеждения и способностью налаживать контакты.

jobs-kutcher-1

Каждый из этих эпитетов обыгрывается в фильме — но лишь односложными сценками и без какого-либо логического использования в рамках создания должного образа.

Хотите увидеть Стива-тирана? Вот вам беспочвенное увольнение главного программиста. Джобс был вором и обманщиком? Смотрите как нагло врет будущий миллиардер Возняку насчет предложенного гонорара.

Сомнительны и сюжетные линии личностей, встретившихся Джобсу на его насыщенном пути взлета. Они перегружены, их много, они затрудняют просмотр — не пищей для раздумий, но множеством ненужных обстоятельств.

Ближе к финалу раздувшийся байопик сливается после растянутой развязки и не совсем удачно концентрируется на фигуре Джобса. Якобы показанная метаморфоза его как человека и как бизнесмена ощущается скорее как слайд-шоу.

9456045473_b08dd4b564_z

Здесь он бросает беременную подружку и бесится из-за невозможности противопоставить хоть что-то совету директоров, а сразу после будит уснувшую в его доме когда-то оставленную внебрачную дочь и зовет ее к завтраку; возвращается в компанию после позорного увольнения и снимает половину того же совета.

“Джобс: Империя Соблазна” не расходится по швам. Он изначально состоит из нестыкующихся лоскутов и рассказывает заведомо неудачно адаптированную историю. На самом деле “Джобс” не самый плохой фильм, но некомпетентный байопик.

Рекомендовать к просмотру картину можно. Однако после фильма нелишним будет вымыть руки и прочитать “Стива Джобса” Айзексона. Чтобы иметь цельное представление об образе человека, безумца, изменившего наш с вами мир.

Рецензия стала возможной благодаря сети кинотеатров “Синематика”. Мнение автора может не совпадать с мнением администрации “Синематики”.