Снять кино о Джобсе тяжело. Хорошее и интересное — задача еще более высокого уровня. Однако «Империя Соблазна» не справляется ни с первым, ни со вторым. «Джобс» — кино совсем не об основателе некогда самой дорогой компании в мире.
http://www.youtube.com/watch?v=kWMo_kX_u38
Премьера: 19 сентября 2013
Режиссер: Джошуа Майкл Штерн
В ролях: Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гад, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн, Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гец, Джеймс Вудс
Жанр: биографическое кино.
Рассказывать о создателе Facebook гораздо тяжелее, чем о Стиве Джобсе. Дело не в значимости каждой из персон в рамках истории развития IT технологий.
Просто из Цукерберга икону никто не делал — о нем, на самом деле, до выхода «Социальной Сети» мало кто знал. Его известность была сопоставима с нынешним уровнем знаний о создателях Twitter или Instagram.
Джобс был — и по сей день остается в воспоминаниях миллионов людей — фигурой видной, влиятельной и в образе некоего гуру мира информационных технологий.
Фрагменты его биографии — такие как уход из Apple и прогрессировавший рак — знают, наверно, лучше, чем подробности зариновой атаки в Токио или теракта в Мадриде.
Браться за кино о Джобсе можно было только с заведомой мыслью, что, скорее всего, байопик (биографическое кино) ни критики, ни публика тепло не встретят. Вот и сняли фильм, по сути, люди неопытные и молодые.
Речь идет не об актерском составе, не об участниках съемочной группы, а о тех людях, в головах которых рождался фильм и кошельки которых платили за процесс.
Продюсер фильма никакого отношения к Голливуду до «Джобса» не имел, а для сценариста картина — дебют. На самом деле, этот факт — небольшое оправдание фильму.
Не то, чтобы «Джобс: Империя Соблазна» настолько плохой фильм. Это просто неудачное биографическое кино.
Первыми кадрами нам показывают презентацию первого iPod для сотрудников компании. Катчера в роли седого Джобса показывают ракурсами или из-за плеча, или с больших расстояний. Емкие фразы, уместные шутки, фирменная жестикуляция.
Уже с этого момента становится понятно, как тяжело образ великого то ли гения, то ли вора дался Эштону.
До того не снимавшийся в действительно серьезных ролях актер выглядит негармонично. Возможно, так выглядел сам Джобс, но это тоже можно было преподнести — подстроить движения Стива под комплекцию Катчера.
Актер старательно копирует мимику, манеру говорить, походку и жесты ныне покойного бывшего гендиректора Apple. Но ему не веришь — слишком гиперболизированная игра.
Не веришь и самой картине. С технической части все относительно неплохо. Единая атмосфера с минутными контрастами — часть которых смотрится, а другая откровенно клишированна и неуместна.
Особняком стоит саундтрек, который, к тому же, совершенно идеально гармонирует с видеорядом.
Однако когда речь доходит о двух самых важных аспектах байопика, адаптации биографии и создании образа человека, о котором снят фильм, «Империя соблазна» остается в проигрыше.
Рассказать все важные события жизни Стива Джобса даже при возможном большем хронометраже (фильм длится 130 минут) было нереализуемо в рамках стандартов игрового кино. Осуждать выбранные авторами картины моменты биографии тоже нельзя — они вполне адекватны.
Картина о Джобсе проваливается в самом главном — в раскрытии истории жизни самого Джобса и его образа. Это, как его рисуют в множестве биографий, был темпераментный, своенравный, жестокий, творческий перфекционист, обладавший необычным даром убеждения и способностью налаживать контакты.
Каждый из этих эпитетов обыгрывается в фильме — но лишь односложными сценками и без какого-либо логического использования в рамках создания должного образа.
Хотите увидеть Стива-тирана? Вот вам беспочвенное увольнение главного программиста. Джобс был вором и обманщиком? Смотрите как нагло врет будущий миллиардер Возняку насчет предложенного гонорара.
Сомнительны и сюжетные линии личностей, встретившихся Джобсу на его насыщенном пути взлета. Они перегружены, их много, они затрудняют просмотр — не пищей для раздумий, но множеством ненужных обстоятельств.
Ближе к финалу раздувшийся байопик сливается после растянутой развязки и не совсем удачно концентрируется на фигуре Джобса. Якобы показанная метаморфоза его как человека и как бизнесмена ощущается скорее как слайд-шоу.
Здесь он бросает беременную подружку и бесится из-за невозможности противопоставить хоть что-то совету директоров, а сразу после будит уснувшую в его доме когда-то оставленную внебрачную дочь и зовет ее к завтраку; возвращается в компанию после позорного увольнения и снимает половину того же совета.
«Джобс: Империя Соблазна» не расходится по швам. Он изначально состоит из нестыкующихся лоскутов и рассказывает заведомо неудачно адаптированную историю. На самом деле «Джобс» не самый плохой фильм, но некомпетентный байопик.
Рекомендовать к просмотру картину можно. Однако после фильма нелишним будет вымыть руки и прочитать «Стива Джобса» Айзексона. Чтобы иметь цельное представление об образе человека, безумца, изменившего наш с вами мир.
Рецензия стала возможной благодаря сети кинотеатров «Синематика». Мнение автора может не совпадать с мнением администрации «Синематики».