В деле по «Кумтору» конфронтация между депутатами и генеральным прокурором продолжает обостряться.

Оригинал на сайте радио «Азаттык»

Лидер парламентской фракции «Ар-намыс» Феликс Кулов предложил рассмотреть ответственность генпрокурора Аиды Саляновой в рамках дела по «Кумтору». Он считает, что Салянова должна понести персональную ответственность за заключение об освобождении «Кумтора» от налогов, вынесенное в бытность ее статс-секретарем Министерства юстиции.

Сама Аида Салянова заявляет, что следствие не выявило в ее действиях состава преступления. В обществе такой выпад Кулова связывают с уголовным делом о незаконном выделением земельного участка, принадлежащего Нацгвардии, под строительство жилого дома.

Политические игры из-за налогов

Аида Салянова, будучи статс-секретарем Минюста, вынесла заключение об освобождении «Кумтора» от выплаты 32 миллионов долларов налогов после соглашения от 2009 года.

Лидер «Ар-намыса» считает, что ответственности Саляновой в деле «Кумтора» больше, чем у бывших членов правительства, проходящих в деле обвиняемыми:

— В Уголовном кодексе не предусмотрена ответственность всех членов правительства за коллективное решение. Однако существует персональная ответственность за какое-то конкретное решение. Это касается заключения об освобождении от налогов. Данный документ не финансовый, а юридический. За него отвечает не Министерство финансов, а Минюст.

Минфин, возможно, дал представление об освобождении от налогов «Кумтора», однако окончательное решение принимается на основании юридического заключения. Необходимо тщательно расследовать действия Саляновой в бытность ее статс-секретарем правового ведомства.

Такое обвинение в адрес Аиды Саляновой ранее озвучивал экс-депутат Садыр Жапаров. В интервью Первому общественному каналу Салянова отмечала, что после заявления Жапарова соответствующие структуры провели проверку, но ничего преступного не нашли.

Она добавила, что, в бытность статс-секретарем Минюста оценивала постановление только на его соответствие законодательству. Генпрокурор подчеркнула, что освободить предприятие от налогов предложили Министерство финансов и Государственная налоговая инспекция.

Возглавлявший в то время главный налоговый орган, ныне депутат Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков считает, что заключение не нанесло ущерба бюджету Кыргызстана:

— После смены власти в 2005 году с «Кумтором» была такая же ситуация, как и сейчас. Поэтому до заключения нового соглашения канадская компания не платила налоги. Также она не выплачивала и пени. Соглашение было заключено в 2009-м, все остатки от налогов и другие выплаты были в него включены.

Когда Салянова была статс-секретарем, мы, чтобы подбить все расчеты, списали сумму, о которой идет речь. Но эта сумма содержалась в новом соглашении и поступила в бюджет. Здесь не нарушался никакой закон.

Во всем виноваты министры?

Недавно в отношении 12 бывших чиновников правительства были возбуждены уголовные дела, связанные с их участием при подписании в 2003 году соглашения по «Кумтору».

Генпрокурор Аида Салянова отмечала, что они привлекаются к ответственности за то, что подписали соглашение, противоречащее интересам государства. Она обнародовала список бывших высокопоставленных чиновников, проходящих по этому делу:

— Под постановлением в поддержку соглашения в 2003 году подписались: первый вице-премьер-министр, министр юстиции Осмонов, министр финансов Абилдаев, замминистра иностранных дел Кушчубеков, глава Минсельхоза Костюк, министр социальной защиты Акназарова, министр ЧС Акматалиев, глава Минздрава Мамытов, министр транспорта Жумалиев, министр внутренних дел Субанбеков, министр промышленности и внешней торговли Жээнбеков, заместитель Фонда госимущества Макаров и президент «Кыргызалтына» Кудайбергенов.

Одним из фигурантов дела является нынешний депутат парламента Курманбек Осмонов. Он недоволен тем, что его обвиняют в участии в коррупционных действиях только за то, что он поставил подпись в постановлении правительства. Осмонов считает, что обвинения в его адрес – это политическая игра:

— Нас рассматривают в качестве преступной группы только за то, что мы поставили визы в постановлении правительства. Однако среди других открыто обвиняют только троих – меня, Абилдаева и Акматалиева. Это происходит из-за того, что была поднята инициатива, что мы ответственны, потому что данный вопрос был в нашей компетенции. А о тех, кто готовил и предлагал соглашение, ничего не говорится. Чего требует народ и куда ведут эти политические игры?

В то же время в обществе высказываются мнения, что человек, вынесший заключение о законности освобождения от налогов, не имеет морального права возглавлять орган, возбудивший уголовное дело против членов правительства в рамках дела «Кумтора».