Приверженцы тенгрианства требуют официально зарегистрировать их верование, тем самым признав его право на существование.

Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык»

Ранее глава церкви Иисуса Христа обратился к президенту страны с жалобой на действия Фонда государственного имущества, который отобрал у них здание для молебнов. По мнению члена вышеупомянутой общины Кубанычбека Доолотбакова, в этом деле есть частные интересы отдельных лиц:

— Во время правления Акаева его сын пытался отобрать это здание. В бакиевские времена уже его сын безуспешно пытался открыть в этом здании казино. Сегодня церковь, несмотря на все преграды и препоны, продолжает существовать, а вот где все они теперь, непонятно. Это Божий дом. Сделка была оформлена законно. Но ряд чиновников и депутатов хотят заполучить наше здание.

Напомним, церковь Иисуса Христа по своему направлению является протестантской. В Кыргызстане действует с 1991 года, на сегодня численность протестантов составляет около 10 тысяч человек. Церковь Иисуса Христа смогла 14 лет назад приватизировать большое двухэтажное здание на пересечении улиц Турусбекова и Чуйкова, которое раньше служило Домом культуры завода имени Ленина.

Фонд государственного имущества считает, что сделка по продаже данного здания была проведена с нарушением законодательства. Межрайонный суд Бишкека признал сделку незаконной и вынес решение в пользу ФГИ. Но судебная тяжба еще не закончилась, она продолжается в городском суде Бишкека. Рассказывает член общины церкви Иисуса Христа Тилек Исаев:

— Мы написали обращение к президенту и направили жалобу в суд. Надеемся получить положительные ответы на свои обращения. Если же наши просьбы проигнорируют, значит, можно считать, что в нашем государстве ничего святого не осталось.

Борьба за тенгрианство

На фоне судебной тяжбы протестантов с Фондом государственного имущества активизировались приверженцы тенгрианства. Они в очередной раз требуют от соответствующих государственных органов признать их веру и зарегистрировать ее. Вот что рассказал «Азаттыку» один из привеженцев тенгрианства Аскарбек Тойгонбаев:

— Мы два года как не можем добиться регистрации. Нам говорят, что, мол, мы признаем только ислам, поэтому регистрировать вас не будем. У меня кровь и плоть кыргызские, а у кыргызов была своя вера, религия, язык и одежда.

Эксперты Государственной комиссии по делам религии при президенте КР говорят: чтобы какое-то философское течение или учение было признано религией, оно должно отвечать определенным требованиям. Комментарий директора Государственной комиссии по делам религий КР Орозбека Молдалиева:

— Я недавно разговаривал с учеными по истории тенгрианства. У них есть свои взгляды, они готовы начать исследование. Нельзя без серьезного исследования просто взять и объявить что-то религией и сказать: вот, веруйте! У меня вопрос к тем, кто призывает к тенгрианству: у каждой религии есть свой пророк.

Скорее всего, это течение появилось и основано на взглядах людей. Во-вторых, у каждой религии есть своя идеология. Много разговоров про реальный и загробный миры. Трагедия человека в том, что он с рождения знает, что однажды умрет. Интересно, у тенгрианства есть ответы на такие вопросы?

Эксперт по религиозным вопросам, преподаватель Кыргызского государственного юридического университета Нургуль Эсенаманова сомневается, что только после регистрации можно какое-либо верование считать религией и наоборот:

— По сравнению с другими странами Центральной Азии в Кыргызстане свобода слова и вероисподевания относительно соблюдается. Представителей тенгрианства беспокоит факт, что их отказываются регистрировать. Но надо признать, что и гонениям никто их не подвергает.

В феврале текущего года в Бишкеке под председательством президента Алмазбека Атамбаева в государственной резиденции «Ала-Арча» состоялось заседание Совета обороны КР.

Члены СО признали ошибочной сложившуюся в последние годы практику дистанцирования государственных органов от регулирования процессов в религиозной сфере. Они сошлись во мнении, что недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений и угрозе раскола государства.

На заседании СО было решено до 1 апреля разработать проект новой редакции концепции государственной политики в религиозной сфере в Кыргызской Республике на 2014-2020 годы.

Автор: Заирбек Бактыбаев

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Каким образом, Господин Молдалиев стал Директором Государственной комиссии по делам религий КР?

    Настоятельно обращаю его внимание на проверенный источник, описывающий Тенгрианство, как состоятельную религию, господствующая на территории Центральной Азии, еще до прихода Ислама.

    Ссылка: http://www.eurasica.ru/articles/library/ak_bisenbaev_mify_drevnih_tyurkov/5/

    К общему сведению, не помешает ознакомиться в целом, с книгой Бисенбаева А.К. «Мифы древних Тюрков».

    С надеждами, на объективную оценку данной религии,
    Азиз Гульджабаев

комментарии закрыты.