Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) официально заявило, что не выступает против Нооруза, несмотря на призывы отдельных имамов игнорировать этот праздник.

В интервью журналисту Kloop.kg пресс-секретарь ДУМКа Асан Саипов заявил, что официальное духовенство “не выступает против празднования Нооруза”.

“Мы, опираясь на Коран, даем информацию лишь о том, что праздник Нооруз не является мусульманским”, — сказал он.

Позиция ДУМКа была озвучена на фоне растущего количества призывов среди мусульман Кыргызстана не отмечать праздник.

Ряд имамов ранее заявлял, что любой, кто считает Нооруз праздником, “перестаёт быть мусульманином”.

По словам Асана Саипова, ДУМК признаёт, что Нооруз стал “традиционным” праздником для мусульман Кыргызстана.

“Если народ хочет праздновать, мы не можем запретить это делать, так как [Нооруз] вошел в традиции народа и всей страны”, — сказал Саипов.

“Языческий” праздник

Одним из критиков идеи празднования Нооруза стал бывший муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов.

На своей странице в “Фэйсбуке” он, в частности, разместил картинку, на которой написано [дословно] “О брат мусульманин! Оставь празднование языческого праздника Нооруз!”.

На популярной среди мусульман странице “Насаат Медиа” в той же социальной сети говорится, что на празднование Нооруза даже вышла фетва — официальный религиозный запрет.

Однако ДУМК этот факт не подтверждает.

Несмотря на растущие призывы игнорировать праздник весны, тысячи людей традиционно собрались 21 марта на центральной площади Бишкека “Ала-Тоо”. Праздник, являющийся в Кыргызстане государственным, официально отмечался и в других городах страны.

Празднование Нооруза в Бишкеке, 21 марта 2014 года. Фото: Толгонай Умуралиева
Празднование Нооруза в Бишкеке, 21 марта 2014 года. Фото: Толгонай Умуралиева

Влияние ваххабизма и салафизма

Религиоведы Кыргызстана говорят, что споры вокруг Нооруза — это лишь часть более широких противоречий между двумя правовыми школами Ислама.

По словам религиоведа Галины Колодзинской, до распада СССР в Кыргызстане была наиболее распространена ханафитская правовая школа суннизма.

“[Ханафитская школа] допускает смешение шариата с адатом, или традицией, и празднование Нооруза, как дань уважения культуре предков, не возбраняется”, — объясняет Колодзинская.

“Нооруз — действительно неисламский праздник, но в культуре кыргызского народа он остается праздником, а значит можно быть кыргызом-мусульманином-ханафитом и праздновать Нооруз, как это всегда и было”, — добавляет она.

Однако, начиная с 90-х, в Кыргызстане, по словам Колодзинской, появились священнослужители, распространяющие учения более строгой, ханбалитской правовой школы, к которой относятся, в том числе, такие течения, как ваххабизм и салафизм.

“Эта [правовая школа] уже считается более строгой. Согласно ханбалитам, только шариат может регулировать жизнь общины и человека”, — говорит Колодзинская.

И хотя официальное духовенство Кыргызстана неоднократно заявляло о приверженности ханафитской школе, многие мечети в стране строятся сегодня на деньги спонсоров из Саудовской Аравии, где наиболее распространена строгая ханбалитская школа.

“У нас сейчас распространилось салафитское направление, которое выступает против любых нововведений, а также всяких “традиционных” вкраплений. Вот и конфликт”, — говорит религиовед Индира Асланова, старший преподаватель Кыргызско-Российского Славянского университета.

Общество разделено

В самом обществе Кыргызстана мнения о Ноорузе на сегодняшний день сложились самые полярные.

Корреспонденты Kloop.kg опросили около десятка человек в центре Бишкека и получили самые разнообразные ответы.

Ученики Исламского университета Кыргызстана, как правило, соглашались с призывами не отмечать Нооруз — праздник, который зародился в зороастризме и посвящён дню весеннего равноденствия.

“В шариате нет такого праздника, и я праздновать не буду”, — сказал один из учеников Исламского университета.

Более умеренные мусульмане, опрошенные журналистами, сказали, что отмечают этот праздник и не собираются прекращать это делать.

“Испокон веков это праздник кыргызов. Кто-то празднует, кто-то не празднует — у каждого свое мнение и каждый видит это по-своему. Мы собираемся и празднуем”, — сказала журналистам 65-летняя пенсионерка Майрам.

А некоторые и вовсе ошибочно считают его мусульманским, включая девушку в платке, которая сказала журналисту Kloop.kg, что “надо праздновать этот национальный мусульманский праздник”.

Нооруз особенно широко отмечается в Иране, Центральной Азии, Турции и на Кавказе — территориях, где проживают, в основном, персидские и тюркские народы.

В арабских странах Ближнего Востока Нооруз официально не отмечается, а в некоторых из них — как, например, в Сирии — даже запрещён.

Авторы: Толгонай Умуралиева и Бектур Искендер