В сравнении с другими центральноазиатскими республиками в Кыргызстане сложилась довольно свободная и неизменно шумная медийная атмосфера. И все же в том, что касается формирования версии текущих событий, СМИ Кыргызстана, как правило, в подметки не годятся подконтрольным государству российским средствам массовой информации.

Оригинал опубликован на сайте EurasiaNet.org.

Как явствует из результатов недавно опубликованного ежегодно обновляемого социологического исследования, проводимого поддерживаемым институтом Гэллапа консалтинговым агентством SIAR при финансовом содействии Агентства США по международному развитию, украинский кризис позволил российским СМИ расширить свое воздействие в Кыргызстане – стране, 94 процента респондентов которой, по их собственному признанию, черпают информацию о политической жизни из телевизора.

Согласно данным последнего опроса, финансируемое Кремлем Общественное российское телевидение (ОРТ) является вторым по зрительской аудитории каналом в Кыргызстане.

Они также свидетельствуют о том, что популярность ОРТ находится на подъеме: 20 процентов респондентов именно из него «чаще всего» черпают политическую информацию, а 16 процентов «больше всего» ему доверяют. Это выше соответствующих показателей прошлого года, составивших 13 и 10 процентов соответственно.

Рост популярности ОРТ происходит за счет национального вещателя Кыргызстана – Общественной телерадиокорпорации ОТРК, популярность которой упала в этом году до 34 процентов по сравнению с 38 процентам 2013 года. Аналогичным образом снизилось и доверие к ОТРК – с 32 до 29 процентов.

Результаты этого социологического исследования несут в себе важные последствия для политического будущего Кыргызстана, поскольку российские СМИ, как представляется, находятся сегодня в лучшей, чем когда-либо прежде, позиции в плане воздействия на общественное мнение Кыргызстана.

ОРТ и другие подконтрольные России СМИ известны своим стремлением подлаживать освещение событий под интересы Кремля. Самым заметным из таких шагов стала развернутая на ОРТ информационная кампания против экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в преддверие массовых выступлений, приведших к отстранению его от власти четыре года тому назад.

Российское телевидение популярно в Кыргызстане.
Российское телевидение популярно в Кыргызстане.

Аналитики местной прессы полагают, что в предстоящие недели и месяцы, пока кыргызские власти раздумывают над вопросом присоединения к любимому детищу руководителя РФ Владимира Путина, а именно Таможенному союзу, российская «информационная война» будет нарастать.

Помимо колебаний правительства по поводу вступления в возглавляемую Кремлем экономическую организацию – в которую ныне входят Беларусь, Казахстан и Россия и которую уже в мае планируется преобразовать в Евразийский экономический союз, – на усиление связей со своим северным соседом все с большим скепсисом смотрит и общественность Кыргызстана.

Как показывают данные последнего соцопроса SIAR, количество людей, выступающих «категорически против» вступления Бишкека в союз выросло с 10 процентов в 2013 году до 21 процента в году нынешнем.

Общаясь 11 апреля с местными СМИ, занятые в переговорном процессе должностные лица Кыргызстана заявили, что большая часть ключевых требований кыргызской стороны по поводу уступок не была удовлетворена.

Таможенный союз, вкупе с передачей газовой системы республики российскому госконцерну «Газпром» и потенциальной продажей контрольного пакета акций основного аэропорта страны другой кремлевской компании, «Роснефти», являлись источниками недовольства, нашедшего свое отражение на недавней тысячной акции протеста, прошедшей 10 апреля в Бишкеке и организованной формально антироссийским Национальным оппозиционным движением.

По мнению бишкекской журналистки Наргизы Рыскуловой, пишущей для Кыргызской службы Би-би-си, большинство русскоговорящих граждан Кыргызстана имеют тенденцию слушать недофинансируемую ОТРК для получения внутриполитических новостей, и ОРТ – для новостей международных.

«Люди сегодня интересуются Украиной, поскольку Украиной интересуется Россия. Но многим людям не хватает источников, альтернативных российскому освещению событий в мире. Интернетом охвачена лишь пятая часть населения», – отмечает она.

Другие обозреватели испытывают большую обеспокоенность. В пламенной статье от 8 апреля на кыргызском информационном портале АКИPress Эдиль Байсалов, работавший главой аппарата бывшего временного правительства, пишет: «Готов поспорить, что средний кыргызстанец ежедневно потребляет больше продуктов российской пропаганды, чем средний татарин, чеченец или якут».

Последствия подобных зрительских пристрастий, добавляет он, можно наблюдать в национальном парламенте, депутаты которого рассматривают законопроекты почти идентичные по своей сути тем, что обсуждаются в российской Думе, а также в среде нелиберальных молодежных организаций, копирующих кремлевскую гомофобную и антизападную риторику на пресс-конференциях, получающую несоразмерное количество эфирного времени. Эти тенденции показали, что некоторые жители Кыргызстана «устали от независимости», пишет он.

Что касается печатных СМИ, то традиционно пророссийские издания отражают распространяемую ОРТ версию событий на Украине (т.е. что украинские фашисты попирают права русскоговорящего населения) и другие темы.

Во вступлении к статье под названием «Русофобская истерия» в номере за 9 апреля русскоязычного еженедельника «Дело №» выражалась критика в адрес финансируемого Вашингтоном радио «Свободная Европа», которое утверждало, что означенное кыргызское издание финансируется Москвой.

Остаток статьи содержал интервью с «политологом, в прошлом дипломатом» Бакытом Бакетаевым, который заявил: «Давайте говорить откровенно: за вхождение нашей страны в состав Российской Федерации, случись вдруг такой референдум, сегодня проголосовали бы многие кыргызы. В первую очередь те, кто помнят СССР».

В пророссийских периодических изданиях Кыргызстана читаешь немало информации антиамериканской направленности. Так, например, в другой статье того же издания «Дело №» бьют тревогу по поводу угрозы, которую якобы представляет собой «Кыргызский фронт» США».

Недавний визит в Бишкек помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ниши Бисвал в ней связывается с состоявшейся 10 апреля акцией протеста Национального оппозиционного движения.

Сам Оторбаев говорит, что дорожная карта вступления в ТС почти готова.
Сам Оторбаев говорит, что дорожная карта вступления в ТС почти готова.

Власти США отвергли мысль о финансировании ими подобных акций. Между тем другая газета пророссийской ориентации, «Деньги и власть», напечатала в номере от 4 апреля статью, посвященную Жоомарту Оторбаеву.

К статье прилагалась карикатура, изображающая нового премьера Кыргызстана на танке с американским флагом. «Великая миссия» Оторбаева состоит в том, чтобы «затормозить вступление Кыргызстана в Таможенный Союз», утверждалось в публикации.

Известно, что источники финансирования кыргызских СМИ очень трудно проследить, что вызывает всякие спекуляции на тему о том, что Россия вливает деньги в местные периодические издания и телерадиоканалы.

«Вполне возможно», что кыргызские медиа-платформы получают деньги от российских и иных иностранных источников, признает председатель наблюдательного совета ОТРК Илим Карыпбеков.

Однако проблемы СМИ республики гораздо глубже, добавляет он. СМИ Кыргызстана, по его словам, в целом нерентабельны, а это означает, что «любая острая политическая конфронтация» является «способом заработать деньги в обмен на то или иное освещение событий».

В результате мы имеем не столько информационную войну, сколько «информационный вакуум», когда СМИ «нападают на политиков и друг друга, но не освещают по-настоящему проблемы», сказал он Eurasianet.org.

Учитывая свою слабую, только становящуюся на ноги демократию и стратегическое геополитическое местоположение, Кыргызстан остается уязвимым по отношению к манипулированию СМИ, добавляет Илим Карыпбеков.

«В нашей нынешней ситуации, когда мы находимся на пересечении целого ряда интересов – как внутренних, так и внешних – политические спекуляции приносят доход, а объективность стоит дорого», – подчеркивает он.