Как дополнение к основному тексту «Кыргызское кино: сегодня и завтра» — обзор классического фильма Андрея Кончаловского.

В основе каждой хорошей истории лежит конфликт. В «Первом учителе» он очевидный и почти осязаемый. Учитель Дюйшен — человек новый, и идеи у него подобающие. Он пришел вестником прогресса, но пришел первым, и противостоял напору бай-манапства, глухости и непонимания.

Сегодня такой же сценарий развернуться может, разве что, в самых диких, ужасно редких регионах планеты, хотя даже бы не развернулся, а встретился с дипломатическим блеском современной ментальной экспансии борющихся организаций.

Тогда же это была история, вполне возможно не раз имевшая место. Учитель и его ученики. Куча показательных сцен, в которых он, учитель, один, против всего на свете — родителей тех детей, местной самоуправы, авторитетов, даже природы и одомашненных представителей небогатой фауны.

Вместе с демонстративными ситуациями — элегантные символизмы, вершина которых выражается в кульминации, в самом финале. Древнее, могучее, мощное дерево не срубить одному, но и прогресс не остановить, к нему примыкают. Метафора традиций? Скорее всего, учитывая в целом пропагандистский посыл фильма.

Прекрасная Алтынай в исполнении не менее чудесной Натальи Аринбасаровой — тоже образ больше символичный, нежели сюжетный. За Дюйшеном идут не все, но такие находятся.

Однако преодоление барьеров — путем ликбеза или бунтов — процесс, а любой процесс длителен. Длителен, и в этом случае обратен. Кино ёмко и популярно представляет палитру национальных традиций. Естественно, не ультимативный сборник, но довольно зрелищная манипуляция самыми экзотичными из обычаев.

pervyi_uchitel_012_display

Но в конечном счете: зачем это смотреть? Из чувства патриотизма или в целях приобщения к национальному искусству? Патриотизм в «Первом учителе» не тот, а снял его Андрей Кончаловский. Снял у нас и с нашими людьми, но уж лучше посмотреть Океева, Убукеева или Базарова.

Причина рекомендации в другом. Это отличный, цепкий и напряженный фильм высшего разряда. Триллер без интриги, пусть и ретроградное кино. К тому же — это первая громкая работа мастера своего дела, Болота Бейшеналиева (конечно, сомневающихся по этому поводу, немного, если такие вообще есть, но даже с имиджевого ракурса он — большой человек; роль у Тарковского, тем более в «Андрее Рублеве» — не пустой звук). Больше — видеоряд захватывающих пейзажей под соответствующий аудиоряд. И, как никак, адаптация айтматовской истории.

Источник фотографий