Президент Кыргызстана 17 мая подписал закон, предполагающий введение уголовной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации о совершении преступлений.

Изменения будут внесены в статью 329 Уголовного кодекса, которая именовалась ранее как «Ложный донос».

Согласно новой редакции, виновный в распространении заведомо ложной информации о совершении преступления будет наказываться штрафом в размере от пятисот до двух тысяч расчетных показателей или лишением свободы сроком от одного года до пяти лет.

Из статьи исключены иные виды наказания, вроде общественных работ или публичного извинения. Пресс-служба президента объясняет, что наличие в одной статье нескольких видов наказания позволяет суду выбирать меру пресечения на свое усмотрение, что порождает коррупцию.

Как сообщает пресс-служба на официальном сайте президента, благодаря изменениям, внесенным парламентом, разделены понятия «клевета» и «обвинение в совершении преступления».

Парламент, представивший законопроект, посчитал, что распространение информации о совершении уголовно-наказуемого преступления влечет за собой более серьезные последствия, нежели распространение информации, порочащей честь и достоинство личности.

«Данное изменение связано с тем, что в современных условиях правоохранительные органы обязаны в той или иной степени изучать факты, изложенные в любых публичных выступлениях граждан о совершении преступлений, а также в других сообщениях физических и юридических лиц о совершении преступлений. А это, в свою очередь, влечет за собой отвлечение соответствующих людских и материальных ресурсов правоохранительных органов […]», — поясняется в сообщении пресс-службы президента.

Ведомство также отмечает, что законопроект не нарушает норм Конституции, так как он принят с учетом опыта других государств, а «внесенные поправки не ограничивают свободу слова и не устанавливают уголовную ответственность за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности».

«Сложившаяся практика неподтверждения многих публичных обвинений тех или иных лиц в совершении преступлений приводит к недоверию в обществе к подобной информации, расхолаживанию государственных органов, призванных бороться с преступностью. Реализация указанного изменения должна способствовать в первую очередь, повышению ответственности правоохранительных органов за обеспечение правопорядка и, что не менее важно — повышению ответственности физических и юридических лиц за достоверность распространяемой ими информации», — говорится в сообщении.

Впервые об изменениях в законе о ложном доносе заговорила депутат от Социал-демократической партии Кыргызстана Галина Скрипкина еще осенью 2013 года. Однако в ноябре того же года фракция отозвала законопроект из-за активной критики документа со стороны средств массовой информации и ряда общественных организаций. Тогда лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков заявлял о важности сохранения свободы слова в республике, поясняя отказ от идеи.

Подписанный Атамбаевым законопроект накануне подвергся жесткой критике со стороны международной правозащитной организации «Фридом Хауз». Директор ее представительства в Кыргызстане Аскат Дукенбаев ранее заявил, что введение уголовной ответственности за ложные сообщения в средствах массовой информации приведут к росту самоцензуры и цензуры среди журналистов.

«Кроме того, закон нанесет удар по развитию СМИ в Кыргызстане. Мы выражаем обеспокоенность по этому поводу, законопроект может негативно повлиять на свободу слова в Кыргызстане. Наша организация присоединяется к мнению зарубежных экспертов и призывает Алмазбека Атамбаева наложить вето на закон», — заявил Дукенбаев 2 мая на пресс-конференции в Бишкеке.