Казахские экстремалы Миржан и Нагим проехали через Кыргызстан до границы с Таджикистаном на мотоциклах. Kloop.kg публикует запись из их блога, в котором они рассказывают о трудностях высокогорного пути, гостеприимных кыргызстанцах и разрушении стереотипов.
Повествование начинается с момента перехода путешественниками казахско-кыргызской границы.
День 1. «В путь»
Ну, всё в путь. «Блин, чёт он тяжеловат», проносятся мысли в голове. Повиливая из стороны в сторону, удержал равновесие, и мы поехали. «Надо передвинуть багаж чуть назад», всё ещё не могу привыкнуть к весу мотоцикла.
Дорога вычищает весь мусор из головы. Мысли становятся ясными, отбрасывается всякая шелуха. Предвкушение будущих приключений и радость ощущения жизни переполняют организм.
Вот первая граница на нашем пути. Казахстан-Киргизия. Шлагбаум. Первые вопросы: «Парни, вы куда?»
«Вам кто-то за это платит?», «Сколько стоит такой мотоцикл?», «Чё там в Таджикистане делать?». Пока что с энтузиазмом развёрнуто отвечаем на вопросы. Всем интересно, и нам тоже.
Позже все эти одинаковые вопросы настолько осточертели, что у нас был алгоритм ответов, которые мы выкладывали с невозмутимым лицом любому, кто только открывал рот. =) Заполнили всякие формальности, нам открыли ворота и вот — Салам аллейкум, Кыргызстан!
Прошли в аккурат до закрытия, начинает вечереть, становится прохладно. Природа очень красивая, грунтовка петляет, идём по навигатору. Наша цель Энгильчек (Инылчек).
Пропетляв меж сопок и холмов, выезжаем на асфальтированную дорогу, которая идёт прямо туда к свинцовым мрачным тучам и горам, покрытым снегом. Возникает мысль: «Может нам туда не надо?». Подъезжаем к шлагбауму, выходит то ли егерь, то ли ещё кто.
Начинаются тупняковые разговоры. Он не понимает, откуда мы заехали, просит удостоверение личности, я ему даю удос (Айди-карту, прим.ред.). Он не понимает, что это такое, просит паспорт. Короче, я не понял, чего он хотел узнать, но дальше он пускать нас не хотел. В принципе, мы и не настаивали, после того как узнали, что там идёт снег и представили холодную ночёвку в палатках.
Последний раз спросили: «Пустишь или нет?», ответ: «Нет». Разворачиваемся и едем в Каракол. До Каракола ехали по ночи, стало очень холодно. Временами всплывали мысли: «Мы прозевали время, дальше будет холодать, может отменить Таджикистан и Памир…»
Позже Нага выдал тоже самое, но приняли волевое решение придерживаться плана до последнего.
Подъезжаем к дому друзей моего отца, нас встречают хозяева, отогревают чаем, потом всё это дело шлифуется сорпой (шорпо, прим. ред.) и утрамбовывается удивительно вкусным домашним маслом. Хорошо отужинав, помывшись, собираемся спать. Та ночь запомнилась очень мягкой кроватью, подушкой и вообще было в кайф поспать.
День 2. «Уважение и гостеприимность»
Сегодня ловим расслабуху. Дорога до Иссык-Куля. Асфальт. Точка ночёвки «Барскоон». Доезжаем быстро. Заныриваем по дороге меж кустов на пляж. Чистый песок. Чистый берег. Время около 14.00. Не торопясь разложились. Поставили палатки. Искупались. Я подремал часок пока Нага ловил рыбу. Насобирали сухих веток на всю ночь. Снова искупались. Всё было в кайф.
Подошёл человек, представился Аскаром. Пообщались с ним немного. Он удалился. Развели костёр, начали жарить на углях курицу. Наблюдали просто офигеннейший закат.
Пока с аппетитом «точили» курочку, снова подошёл Аскар.
— Присаживайтесь, угощайтесь.
— Не парни. Вы собирайтесь. Сейчас я вас настоящей едой угощу. Пойдёмте вместе поужинаем.
Переглянувшись с Нагой и недолго думая, мы согласились и пошли. Аскар оказался владельцем зоны отдыха, на пляже которой мы так вольготно расположились.
Человек строил свой пансионат 15 лет и только в этом сезоне открыл его. Так сказать, мечта детства. Сезон подошёл к концу, отдыхающих не было. Он организовал нам экскурсию по всей зоне отдыха, показал столовую, апартаменты.
После чего мы направились на кухню. Там была его семья. В дружеской атмосфере нас угостили мантами, форелью, каким-то китайским салатом. Всё было вкусно.
Но важнее было другое. Вопрос, чем же мотивируется такое отношение к нам? Абсолютно незнакомые люди, просто так взять и пригласить к себе, уделить внимание, проявить такой интерес, накормить, напоить, ещё и на дорогу положить.
Никакого скрытого умысла или меркантильного интереса, чисто человеческое уважение и гостеприимность. Я потом долго задавал себе этот вопрос и в других похожих обстоятельствах…
День 3. «Огненное говнецо»
Встаём в 6.00. Далее вошло в привычку до определённого момента, о котором позже. Варим кашу с мёдом и орехами. Эта штука даёт заряд до обеда. Очень калорийно, полезно и вкусно. Собираем вещи, поехали. Заправились во все ёмкости в Тамге. Свернули с трассы на юг и пошли в горы. Приятный серпантин, медленный набор высоты.
Вот уже виднеются заснеженные пики. На первом же повороте заваливаюсь. Всё ещё не свыкся с мотоциклом. Подвернул ногу, болит. Высота набирается, становится холодно, вот уже и до снега доезжаем.
Дорога становится всё сложнее: камни, лёд, снег, крутые подъёмы. Было тяжело, но обошлось без падений и даже, играючи, прошли перевал.
А вот и высшая точка перевала Тосор. Забыл, то ли 3600 метров, то ли 3800 метров над уровнем моря. Виды уничтожают психику. Такое даже не увидишь в 3D фильмах. Потрясающая красота.
Заваливаемся на холмике и обедаем скопившимся добром, которое нам дали Аскар и друзья в Караколе.
Далее дорога идёт по джайлау (джайлоо, прим. ред.) вдоль реки. Катились таким макаром, вертя головой во все стороны, любовались красотой.
Позже увидели большой лагерь. Куча одинаковых палаток, чуть в стороне «уазик». Завернули к ним. Мужики из туристического агентства выгуливают французов: показывают мореные озёра, горячие источники и всякие другие природные ништяки.
Пригласили нас на чай, мы уже «адвенчур-типы». Рады пообщаться и быстро соглашаемся. Угощаем мужиков казахстанскими конфетами. Нам советуют ставить лагерь до 18.00, так как потом быстро стемнеет. Далее тоже вошло в привычку, до определённого момента.
Ну, что же, рады познакомиться, фото на память и едем дальше.
Встретили велосемейку из Испании, катаются по Киргизии.
Пообщались, подтянули английский. И через примерно час мы поставили палатки на одном из холмиков.
Дров нет. Топились кизяком. Он долго не разгорался. Нага придумал штуку «огненное говнецо». Рецепт: одна лепёшка кизяка, 2 столовые ложки бензина. Марка бензина по вкусу. Замутили чай, пожевали булочки, ныла нога, хромал, покопались в аптечке, не нашли ничего от растяжений и ушибов…
Пошли спать. А ночка выдалась очень холодной…
День 4. Самое удачное падение.
Просыпаюсь от жуткого холода. Сознание не понимает, где находится тело. Открыл глаза и, казалось, целую вечность пытался понять, где кровать и подушка. Я представлял себя дома… Как ударом боксёра пришло прозрение того, что я где-то в горах Киргизии замерзаю в палатке, и мозг дал команду встать и напялить чего-нибудь на себя.
Палатка вся освещена тусклым белым светом. Подумал, что кто-то ходит с фонарём, и тут же отбросил эту мысль. Источник света не двигается и бьет в одну точку. Неуклюже шатаясь, кряхтя выбираюсь из палатки и встаю как вкопанный.
Огромный круглый диск луны прямо перед моим лицом, я вижу даже тёмные пятна на его таинственно освещённом теле — это кратеры и впадины, образующие рельеф его поверхности. Весь небесный свод прорезан тысячами звёзд и созвездий, среди которых узнаю ковш большой медведицы. К слову сказать, единственное созвездие, которое знаю.
Меня уже бьёт дрожь, внутренний голос говорит «это от холода, романтик, иди одевайся». Ковыляю к мотоциклу, развязываю сумку. Светло, как днём, всё видно без фонарика. Каждый звук усиливается многократно и нарушает тишину ночи.
Одеваю всё, что нахожу в сумках, вокруг красота, лунный свет словно покрывало, лежит на всей поверхности ровным слоем, как бы перекрашивая его в серебристый цвет. Такой ночи я ещё не видал.
Иду обратно к палатке. Смотрю на время 03:45. Залазию в спальник, всё равно холодно. Опять просыпается внутренний голос: «Ну, и что? Что ты делаешь тут? Мог бы лежать у себя дома, в тепле. Оно тебе надо?». Посылаю его нах, переворачиваюсь, засыпаю…
Нагим будит в 06:30 утра. Правдами и неправдами выигрываю ещё полчаса сна. Поднимаемся в семь утра. Нехотя вылазию из палатки. Всё покрыто инеем.
Холодрыга жуткая. Развешанные вчера на просушку носки превратились в броне-носки. Ими при желании можно забить гвоздь в дерево.
Около получаса ходил вокруг лагеря, грелся. В такие минуты не хочется вообще ничего делать, ни поставить чай, ни собирать палатку, состояние «ждущий режим». Ждёшь, что вот вот начнёт греть солнце и будет ништяк.
Утренние сборы заканчиваются, собрались, греем мотоциклы. Замечаю, мокрит (вытекает бензин — прим. ред.) в районе карбюратора и топливного краника. Ну, думаю, от холода, прокладки не держат (резиновые прокладки для герметичности — прим. ред.) Нестрашно. Цель на сегодня озеро Сонг-Коль (Сон-Куль — прим.ред.). Едем.
Ощущение дежа-вю. В Монголии мы наблюдали схожие пейзажи.
Плавно спускаемся с плато, высота снижается, становится тепле. Грейдер позволяет валить на все деньги (ехать очень быстро, по бездорожью — прим. ред.), и подвеска ДРЗ (ходовая часть мотоцикла Suzuki DRZ400 — прим. ред.) с улыбкой соглашается.
Едем быстро, 90-100-110. Я занимаюсь увиливанием от пылюги, то догоняя Нагима, то отступая. Иногда едем рядом, пока он меня не обстреливает камнями. Иногда останавливаемся на естественные нужды и всё время говорим «мы как в ралли едем».
Достигли южного берега Сонг-Коль в 15:00.
К тому времени погода испортилась. Всё небо было покрыто грозной тучей, которая еле сдерживала в себе осадки в виде дождя. Впереди в направлении на Токтогул был небольшой просвет. Остановились на развилке решить, что нам нужно.
Будем палатки ставить? Тогда придётся весь день сидеть в ней, а скоро будет дождь. А что нам тут надо? Да, ничего. Давай в экстренном режиме насладимся красотой, сделаем парочку снимков и чухнем в тот просвет. Есть шанс не одевать сегодня дождевики.
Решили сделали. Снова включили режим «ралли рейд». Прошли очень красивый перевал, со снегом на вершинах гор, спустились к асфальтированной дороге.
Заправились. Посёлок. Чаек. Немного отъехав от него, свернули с дороги в поле и встали лагерем на берегу речки. Время 18.00. Погода начинает капризничать. На горизонте видится знакомая тучка, которая догоняет нас с самого Сонг-Коля.
Собираем дрова, разжигаем костёр. Сегодня на ужин шашлык из утки.
В аккурат как доели последние куски мяса, начинает капать дождь. Ну всё, спасибо за ужин, спокойной ночи!
День 5.
Доброе утро! Хорошо выспался. Было тепло и уютно. Из остатков дров разожгли костёр, чай с дымком — вещь!
Нага возле мотоцикла чего-то разнюхивает, шланчики дёргает. Что случилось? Да, говорит, бензой пахнет, не могу найти источник. Подхожу к своему и, о, небеса! Всё в бензине — капает с краника, с карбюратора, вообще со всех щелей. Открываю бак, который вчера был полон, ушло порядка 2 литров. Нага, отбой, это мой мотас потёк.
Ходил вокруг да около, не хочется разбирать мотоцикл, начал протягивать болты (затягивать посильнее, подкручивать — прим. ред.). Не помогло. Нага говорит «разбирай». Другого выхода нет. Скидываю сумки, пластик, седло, выдёргиваю бак. За всем этим действом наблюдает чабан, изредка задавая вопросы.
Прокладка топливного крана потекла. Сливаю бензин, откручиваю краник, замазываем герметиком и одеваем. Кажется, держит. Собираю всё обратно.
Провозились до обеда, в общем, хотя и встали рано, выехали мы с того поля где-то в час дня. Едем на Токтогул. Дорога очень красивая, сквозь холмы, всё зелено. Но уже чувствуется дыхание осени.
Запомнилась вода из горной речки. Очень вкусная.
Лошадь
Ещё один не очень приятный запомнившийся момент. Едет Нагим, я за ним в 10 метрах, около 60-70 км\ч. Впереди стадо лошадей. Нагим пролетает их. Они, испугавшись, бросаются вниз по холму. Только одна лошадь бежит в другую сторону и — прямо мне под колёса.
Время замедляется, кручу руль направо, пытаюсь объехать. Понимаю, что не удастся. Вижу испуганные лошадиные глаза, они быстро приближаются. Сообщаю ей мысленно, что мне бы прямо уехать. И тут лошадь начинает оттормаживаться, загибает колени. И я пролетаю в миллиметре от неё плотно задевая её голову мотоботом. Уфффф, пронесло в первый раз…
Далее спустились к деревне.
Пока Нагим мариновал в магазине мясо для шашлыка, я устанавливаю контакт с местным лением.
Люди в большинстве своём адекватные — было интересно с ними пообщаться. Их становилось всё больше и больше. Я раздавал «салам аллейкумы» направо и налево, сажал мелких на мотоцикл. Было приятно от здорового интереса и уважения к своим персонам.
К Токтогулу подъехали к шести часам. Нашли отворот с трассы, немного триала и мы практически у берега.
Нагим пошёл рыбачить. Вскоре вернулся. Собираем дрова, которых практически нет, но шашлык обязывает. Нашли способ зажарить мясо с минимумом дров и углей. Традиционно офигенный ужин и идём спать под открытым небом. Ставить палатки лень.
День 6.
Хороший завтрак — залог отличного настроения до полудня. Сборы проходят быстро. Небольшой триал до трассы и вперёд — по отличной дороге сквозь многочисленные туннели, обгоны грузовиков, повороты в 90 градусов. Настроение ништяк. Погода кайф. Направо налево машем рукой встречным машинам, жителям деревень.
Въезжаем в Джалал Абад.
В городе немного заблудились и устроили себе экскурсию. Я себе представлял город с заброшенными домами, толпы обозлённых людей, голод и нищету. То, что показывали в новостях.
Увидел добротные дома, коттеджи, перед каждым домом хорошие машины, приветливых людей и развитое сельское хозяйство. Тырнули у одного жителя парочку кукурузин с поля, надеюсь он не сердится.
Выехали наконец с Джалал Абада, идём в сторону Оша. Заточили по пути арбуз. Продаются они здесь поштучно.
Не доезжая до Оша 25 км, на Кара-Дебе уходим налево в сторону трассы М41. Едем через посёлок, раздаём приветствия. Боковым зрением вижу, подрывается собака, бежит за Нагимом, я объезжаю её справа, она видит меня и бросается под колёса, пытаюсь уйти левее, не получается.
Удар. Падение. Столб пыли. Боль с левой стороны.
Подъезжает Нагим. Поднимаем мотоцикл. Через некоторое время собирается вся деревня. Один из местных зовёт к себе, нас уговаривать не приходится, забираюсь на мотик и едем за ним. Настроение упало, руль кривой, зеркала нет, фара светит в облака, болит рука…
Во дворе дома прихожу в порядок.
Рука шевелится, перелома нет. Осматриваю мотоцикл, пластик над фарой изуродован, всё остальное вроде целое, радиатор не течёт. Осматриваю сумку, лопнула нижняя стропа и всё. Сумка выдержала скользячку и не порвалась. Зачёт! Достаю инструменты ослабляю траверсы, чутка выпрямили, но руль кривой. Немного поправил фару.
Одежда вся порвана, камелбаг (рюкзак с питьевой системой внутри — прим. ред) порван. Остаток вечера сидел и зашивал одежду. Нагим стирал свои вещи. Уже когда завалились спать Нага говорит: «Это было самое удачное падение какое только может быть». «Хахахах… Почему?». «Ты цел, мотас цел, руль тебе всё равно менять, а по ночи куда бы мы поехали? Где-то палатку ставили бы, а так лежим сейчас на топчане, адвенчур же».
На сайте о путешествиях на мотоциклах Adventure Rider здесь и здесь
По теме:
Хорошие фотографии и потрясающий по своей неграмотности текст. Из-за нерусской пунктуации читать невозможно, подростковый сленг отталкивает. Редакторы Клопа, будьте внимательнее :-)