Учебные часы для религиоведения предлагают ввести за счет сокращения уроков зарубежной истории, сообщили в экспертном совете по религии при президенте. Предложение по введению предмета поступило на фоне усиления контроля за религией.

Эксперт по этнической и религиозной политике при аппарате президента Мира Карыбаева заявила 17 ноября, что сейчас разрабатывается концепция религиоведения для средней и высшей школы, передает её слова агентство 24.kg.

Введение предмета, со слов Карыбаевой, оправдывается «национальными интересами государства».

«Как этот предмет будет организован и чему будут учить детей, волнует всех, поэтому этот вопрос будет проработан очень внимательно», — приводит её слова информагентство 24.kg.

Заявление эксперта прозвучало в тот же день, когда президент Алмазбек Атамбаев одобрил Концепцию по государственной политике в сфере религии. Этот документ и предлагаемые в его рамках изменения предлагают ужесточение контроля над религиозной сферой, что вызывает возмущение малых конфессий и религиозных организаций.

Член экспертного совета по межэтническому и межконфессиональному развитию при президенте Назира Курбанова сказала в интервью Kloop.kg, что проект по введению религиоведения в школы был разработан еще в 2013 году и сейчас ожидает финансирования от Министерства образования.

«Нам обещали, что постараются найти для него (религиоведения) время путем сокращения часов предмета зарубежная история», — сказала она.

Курбанова сказала, что обучение религиоведению по проекту 2013 года должно проходить с 5 по 11 класс и продолжаться в высших учебных заведениях — все эти нововведения государственные теологи оправдывают «правильным пониманием религии».

«Данный предмет необходим, чтобы будущее поколение правильно понимало религию: что это такое, и что оно в себе несет. К тому же для выпускников кафедры религиоведения появятся новые рабочие места», — отметила она.

Контроль над религией

Президент Алмазбек Атамбаев одобрил 17 ноября Концепцию государственной политики в сфере религии — еще на обсуждении документа в начале месяца глава государства заявил, что предлагаемые меры в рамках концепции призваны усилить контроль над религией.

Ужесточение контроля оправдывалось интересами национальной безопасности и борьбой с экстремистами на фоне сообщений о кыргызстанцах, уезжающих в арабские страны для ведения джихада и боевых действий.

«Радикальная исламизация, как известно, не имеет ничего общего с реальным исламом. Она несет в себе большие риски для всего мусульманского мира. Но в связи с рядом объективных и субъективных факторов представляет собой особую угрозу для кыргызов, для самобытности возрождающегося кыргызского этноса», — заявил Атамбаев на Совете обороны 3 ноября.

Правозащитники и религиоведы видят в государственной инициативе угрозу для законопослушных религиозных организаций и конфессий, для которых предлагается ужесточить процесс регистрации и перерегистрации.

Галина Колодзинская из Межконфессионального совета ранее сказала в интервью Kloop.kg, что предлагаемые меры борьбы с экстремизмом в рамках концепции не будут эффективны из-за отсутствия ресурсов и техобеспечения для противодействия этому явлению.

«Причины, по которым [экстремистские организации] популярны среди населения, лежат в социально-экономической плоскости и не имеют прямого отношения к религии», — считает она.