Институт по экономике и миру (ИЭМ) опубликовал отчет по влиянию глобального терроризма на страны мира. Кыргызстан в нем занял 112 позицию из 162 — это означает, что террористического влияния на страну почти нет.

В опубликованном на днях отчете по влиянию терроризма на страны мира Кыргызстан занял 112 позицию и, в целом, является страной, которая не подвержена влиянию глобального терроризма.

Рейтинг стран составлялся исходя от количества террористических атак, жертв, пострадавших и нанесенного имущественного ущерба.

За 2013 год, согласно данным ИЭМ, в Кыргызстане не было ни одной террористической атаки, и как следствие не было пострадавших или раненых. Для сравнения, за прошлый год в России количество погибших от подобных атак превысило 130 человек, а пострадавших — около 270.

В рамках центральноазиатского региона Кыргызстан меньше всех подвержен влиянию терроризма. Больше всего терактов или аналогичных инцидентов произошло на территории Казахстана — там, по данным ИЭМ, за 2013 год произошло три инцидента, и пострадал один человек.

В общей картине мира первые строчки занимают Ирак, Афганистан, Пакистан, Нигерия и Сирия — по данным ИЭМ, 80 процентов всех жертв от террористических атак в мире приходится на эти страны.

Всего, согласно исследованию, за 2013 год в терактах погибло почти 18 тысяч человек — это на 60 процентов больше, чем в 2012 году.

Пресс-секретарь Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Рахат Сулайманов сказал в интервью Kloop.kg, что спецслужбы опасаются, что ситуация в стране может измениться, когда из Сирии вернутся граждане Кыргызстана, которые уезжали туда воевать.

«Когда война закончится, они вернутся она родину. И самое главное мы беспокоимся, что, если они вернутся, они могут заняться тоже различными террористическими мероприятиями. В этом плане ведется работа», — сказал он.

ГКНБ опасается, что, вернувшись после войны в Сирии, кыргызстанцы начнут экстремистскую деятельности на родине.
ГКНБ опасается, что, вернувшись после войны в Сирии, кыргызстанцы начнут экстремистскую деятельность на родине.

Сулайманов сказал, что ГКНБ и местные госорганы проводят профилактические мероприятия по ситуации в Сирии — спецслужбы и гражданские активисты объясняют местной молодежи, что там «идёт не джихад, а противостояние политических сторон».

По официальным данным ГКНБ, всего в Сирию уехало 150 граждан Кыргызстана, 8 из которых там погибли.

«Никто не говорит, что выезжает в Сирию вести боевые действия. Граждане Кыргызстана под разными предлогами уезжают — например, для учебы, бизнеса или в качестве туристов. А потом они какими-то путями оказываются в зоне боевых действий», — сказал Сулайманов.

Новостной портал EurasiaNet писал в начале ноября в своей заметке, что «истерия» с потенциальными угрозами от экстремистских организаций, вроде «Исламского государства», подпитывается лишь догадками и предположениями.

«Но некоторые с радостью принимают истерию по поводу ИГ. Силовики используют угрозу со стороны исламских экстремистов в качестве обоснования растущих бюджетов своих ведомств и как инструмент привлечения дополнительной международной помощи», — сказано в материале EurasiaNet.

Ужесточение наказаний

Пресс-секретарь сказал, что сейчас ГКНБ работает над законопроектами, согласно которым будут ужесточены наказания за причастность к террористическим организациям или действиям. Всего в Кыргызстане запрещена деятельность 13 организаций, которые власти называют экстремистскими.

Поправки будут введены в несколько законов и актов, например, в закон «О борьбе с терроризмом» и в Уголовный кодекс — ГКНБ предлагает повысить минимальный срок наказания за членство причастность к террористическим организациям или действиям с 5 до 20 лет.

«Второй законопроект по [ужесточению наказания за] наёмничество. На данный момент не очень суровое наказание. В этом плане подготовлен и направлен законопроект в Жогорку Кенеш (парламент). Если его одобрят, то это снизит риск», — сказал Сулайманов.

В сюжете российского "Первого канала" были показаны граждане Кыргызстана, которые поехали в Сирию воевать, но были задержаны местными спецслужбами.
В сюжете российского «Первого канала» были показаны граждане Кыргызстана, которые поехали в Сирию воевать, но были задержаны местными спецслужбами.

Сейчас, по данным ГКНБ, в их следственном изоляторе находятся 36 человек, которые, по словам пресс-секретаря, возможно причастны к международным террористическим организациям.

«На данный момент выясняется их причастность к различным террористическим организация. Они хотели заняться разбоем и на вырученные деньги приобрести оружие для осуществления терактов в Бишкеке и Оше», — говорит Сулайманов.

«Религиозный экстремизм»

Вопрос борьбы с радикальным экстремизмом поднимался на заседании Совета обороны в начале ноября этого года. Тогда президент Алмазбек Атамбаев заявил, что государство намерено усилить контроль над религиозной сферой.

«Радикальная исламизация, как известно, не имеет ничего общего с реальным исламом. Она несет в себе большие риски для всего мусульманского мира. Но в связи с рядом объективных и субъективных факторов представляет собой особую угрозу для кыргызов, для самобытности возрождающегося кыргызского этноса», — заявил тогда президент.

В рамках Совета обороны была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере — по словам представителя ГКНБ, работа по этой концепции начнется в начале января 2015 года.

Религиовед Галина Колодзинская ранее говорила в интервью Kloop.kg, что предлагаемые изменения в рамках этой концепции мало чем помогут борьбе с религиозным экстремизмом из-за отсутствия ресурсов и технического обеспечения.

«Есть объективные причины, почему люди предпочитают становиться членами таких радикальных организаций. Часто это просто бедность. В таких организациях социально-уязвимым слоям помогают финансово, оплачивая, например, лечение. Таким образом, они начинают иметь вес в обществе», — объясняет она.

«Причины, по которым [экстремистские организации] популярны среди населения, лежат в социально-экономической плоскости и не имеют прямого отношения к религии», — продолжает эксперт.