В Москве во вторник состоялось заседание высшего руководящего органа Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана, в который с начала 2015 года будет переформатирован их Таможенный союз. На нем были завершены процедуры присоединения Армении к этой новой постсоветской организации, а также подписано соглашение о вступлении в союз Кыргызстан. Кыргызстанская оппозиция этим решением крайне недовольна — она считает, что нынешний президент страны ищет поддержки Москвы для сохранения своей власти.
Оригинал репортажа опубликован на сайте радио «Свобода».
Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза в мае нынешнего года. Новая организация, несмотря на нынешние противоречия, юридически начнет работать с начала января. Это крупнейшее интеграционное объединение на постсоветском пространстве, как отмечает помощник российского президента Юрий Ушаков, будет функционировать на основе норм и принципов Всемирной торговой организации, обеспечивая свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами-участницами.
Уже со 2 января к союзу России, Белоруссии и Казахстана присоединится Армения, соответствующие процедуры ее принятия были завершены 23 декабря.
Кроме того, на очереди стоит Кыргызстан — договор о вступлении этой страны в Евразийский экономический союз, как сообщил российский президент Владимир Путин, также был подписан во вторник. Уже с начала января кыргызские представители смогут участвовать в работе руководящих органов союза, юридическое же присоединение Кыргызстана к нему может состояться к началу мая будущего года.
О намерениях Кыргызстана присоединиться к Таможенному союзу Алмазбек Атамбаев заявил еще в 2010 году, будучи премьер-министром в постреволюционный период. Став президентом в конце 2011 года, он форсировал процесс интеграции.
По теме: Как Кыргызстан вступал в Евразийский союз.
Атамбаев объясняет свою позицию тем, что Россия и Казахстан являются ключевыми партнерами для экономики Кыргызстана, и таможенные барьеры уже создают проблемы ее главному сектору — реэкспорту товаров из соседнего Китая. По мнению президента, необходимо делать ставку на развитие внутреннего производства, которое позволит создать рабочие места для местного населения. Все эти условия, уверен Атамбаев, создает Таможенный союз.
Сторонник президента, лидер президентской социал-демократической фракции в парламенте Чыныбай Турсунбеков считает, что, учитывая проделанную за три года работу по присоединению страны к союзу, остановить этот процесс невозможно:
– Россия — страна, которая ведет себя с достоинством, с честью, и поэтому, если она дала какие-либо обещания своим союзникам, она их выполнит. У России есть достаточно прочные золотые, природные и валютные запасы, и поэтому я думаю, Россия выстоит при этих трудностях. Кто-то недавно сказал, что из двух зол мы выбираем меньшее. Я бы сказал, что наоборот — из всех возможностей, которые завтра будут у Кыргызстана, мы выбираем наилучшую. Кыргызы — умный и разборчивый народ, я думаю, они понимают ситуацию, они понимают, что не все зависит от той или иной политической силы в Кыргызстана, а во многом от внешних факторов, и поэтому с пониманием будут выбирать свою партию, — говорит Чыныбай Турсунбеков.
Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии (Центра Сулакшина) Людмила Кравченко отмечает, что решение Бишкека о присоединении к союзу обусловлено, в первую очередь, экономическими выгодами:
– Это, прежде всего, преференции в торговле, поскольку в Кыргызстане, для которой рынок Таможенного союза становится очень важным, будет отменен ряд пошлин. Дело в том, что Кыргызстана является главными партнером по экспорту для Казахстана (это 26 процентов всего экспорта Кыргызстана) и для России, на которую приходится 14,6 процента. Если Кыргызстан присоединяется к Таможенному союзу, соответственно, отменяются таможенные пошлины, и Кыргызстан сможет торговать с Россией и Казахстаном без этих экспортных пошлин. Если говорить об импорте, то и здесь Кыргызстан получит преференции – дополнительные льготы по поставкам энергоресурсов.
Не последнюю роль в действиях Кыргызстана сыграл и фактор трудовых мигрантов, которых сегодня в России достаточно много…
– Да, нужно отметить, что с 1 января 2015 года в России ужесточается законодательство, но это ужесточение не будет распространяться на членов Таможенного союза. А в России с 2000 года в общей сложности 255 тысяч киргизов работают на постоянной основе. Плюс еще миграционные ежегодные потоки, — отмечает Людмила Кравченко.
Кыргызстан сегодня, действительно, очень зависит от своего северного партнера: на долю России приходится более 30 процентов всего торгового оборота страны, примерно столько же от общего ВВП составляет объем денежных переводов мигрантов.
Правительство страны признает, что из-за ухудшения экономической ситуации в России в Кыргызстане идет девальвация национальной валюты — сома и рост инфляции. В последние месяцы поток денежных средств резко сократился из-за удешевления рубля. В связи с этим министерство экономики прогнозирует замедление темпов экономического роста, так как покупательская способность населения снизится, а торговля — сократится.
К тому же в 2015 году ожидается сокращение торгового оборота с Китаем, Турцией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии и арабского мира — из-за удвоения таможенных пошлин, как того требуют нормы Евразийского экономического союза. Ключевым для Кыргызстана в списке этих стран является Китай, отмечает российский эксперт Людмила Кравченко:
– Действительно, такая проблема существует, поскольку на китайский импорт сейчас приходится где-то 55 процентов всего импорта Кыргызстана. Согласно новым требованиям, Киргизии придется повышать эти пошлины. Это негативно скажется на киргизском населении, которое сейчас занято в челночной торговле, вообще в торговле китайскими товарами. Поэтому определенный экономический ущерб для Кыргызстана будет. Но этой стране выделяются средства на поддержку экономики, и вполне возможно, что это будет сложный период, переходный, в несколько лет, а потом все недостатки можно будет нивелировать. Гораздо большую обеспокоенность вызывает эта ситуация у соседей, у того же Казахстана, который ожидает, что в случае присоединения Кыргызстана на казахстанский рынок хлынут дешевые китайские товары. Ведь Кыргызстану, чтобы перейти на все требования, нужен определенный временной период, и здесь необходимо будет тщательно следить за контрольно-пропускными пунктами на границе, — предупреждает Людмила Кравченко.
Однако в самом Кыргызстане достаточно противников интеграции страны в Евразийский экономический союз. Они говорят об ожидаемом повышении цен на все товары и услуги, а также о создании барьеров для торговли с членами Всемирной торговой организации, по линии которой Кыргызстан наладил оживленную торговлю с Китаем, Турцией, странами Юго-Восточной Азии, арабскими государствами.
Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов считает, что новые правила, по которым Кыргызстан будет обязан жить, лишь создадут дополнительные трудности в экономике. Он сомневается в способности стран-членов Таможенного союза выполнить свои финансовые обязательства:
– Разгон инфляции, учитывая нашу общественно-политическую ситуацию, будет гораздо болезненнее сказываться на нашем населении, чем в России. Потому что у России есть определенный запас прочности, как говорят, «жирок подкоплен». Хотя как это все будет расходоваться — это тоже большой вопрос, но, тем не менее, ситуация в Кыргызстане резко отличается от того, как это все последует в России. Вообще, в первую очередь, всегда нужно рассчитывать на собственные ресурсы. Тем более когда мы видим, что у России возникают серьезные финансовые трудности. Для меня это большой вопрос – придут ли те деньги, которые были ранее обещаны. Может быть, какая-то часть действительно придет. Но я очень сильно сомневаюсь, что та помощь, которая была обещана, будет оказана в полном объеме.
Депутат кыргызского парламента, оппозиционер и противник интеграции Равшан Джээнбеков уверен: Кыргызстан сейчас вступает в Евразийский экономический союз потому, что в противном случае нынешний президент Алмазбек Атамбаев потеряет власть:
– Интеграция с Россией в какой-то мере не отвечает нашим национальным интересам. Но если мы оглянемся назад, когда наши президенты пытались вести самостоятельную политику после прихода к власти с помощью Кремля, то они всегда теряли власть. Сегодняшняя интеграция с Россией отвечает интересам только Алмазбека Атамбаева, потому что он абсолютно зависим от Кремля, он стал президентом благодаря Кремлю, и если он будет отворачиваться от Кремля, он потеряет власть. Если Атамбаев хочет защищать национальные интересы, он должен вести самостоятельную внешнюю политику, чтобы и дальше не усугублять социально-экономическое положение в нашей стране. Чем больше он будет интегрировать нашу экономику в российскую, тем сильнее наше положение и сегодня, и в будущем будет ухудшаться, — опасается Равшан Джээнбеков.
Присоединение Армении к экономическому союзу России, Белоруссии и Казахстана, а также вступление в него Кыргызстана происходит в период заметного обострения отношений между тремя основателями этой постсоветской организации. В возникновении этих трений, полагает российский эксперт Людмила Кравченко, достаточно велика роль Москвы:
– В 2014 году возник ряд сложностей, главная из них — ситуация с Крымом. У наших коллег по Таможенному союзу возникли опасения в отношении своей территориальной целостности, и они стали действовать более осторожно. В частности, именно поэтому при подписании договора о создании Евразийского экономического союза многие пункты, которые ранее планировала Россия ввести, не вошли в итоговое соглашение. Второй момент — это общая ситуация на российском рынке, ослабление, девальвация валюты, что также пугает белорусскую и казахстанскую элиту. И введенное Россией продовольственное эмбарго также негативно повлияло на многосторонние отношения, поскольку не удалось полностью предотвратить поставки европейских товаров на российский рынок. Но тут нужно отметить, что если мы говорим об импорте европейского товара, что эмбарго Россией будет отменено, и тогда этот аспект нивелируется. И не нужно во всем винить Казахстан и Белоруссию, потому что на российский рынок поступают европейские товары под маркой сербских и многих других, — сказала Людмила Кравченко.
Впрочем, по итогам заседания в Москве российский президент Владимир Путин заявил, что сторонам удалось достичь компромисса.
«Мы достаточно активно сейчас и очень, я бы сказал, бурно обсуждали детали нашей совместной работы, в целом нашли все компромиссные развязки», — сказал он, не раскрыв подробности этих договоренностей.