Дамира Ниязалиева, вице-премьер по социальному блоку, предложила ввести наказание для «беспечных родителей», дети которых были изнасилованы.

Обсуждение по ужесточению наказания для педофилов прошло 20 января в эфире передачи «Ой Ордо» на ОТРК. В нём участвовали вице-премьер Дамира Ниязалиева, депутаты Данияр Тербишалиев и Турсунбай Бакир уулу и независимые эксперты.

Ниязалиева заявила, что проблему насилия над детьми надо рассматривать «комплексно». По её словам, нынешнее законодательство не предусматривает достаточной меры ответственности родителей за «беспечное обращение с ребенком».

«Какое наказание должны понести родители за то, что оставили маленького ребенка? Когда я посмотрела, я поняла, что для них наказания нет. Все, что я нашла — это штраф от 300 до 500 сомов. Возможно, нужно ужесточить наказание для родителей тоже, они должны нести ответственность за своих детей», — заявила она.

Вице-премьер сказала, что проводить химическую кастрацию педофилов «дорого и сложно», так как инъекции препарата надо повторять каждые четыре месяца.

«Это (инъекция) возможно, если он (педофил) будет сидеть в тюрьме, а если нет, то ловить его где-то. Это будет стоить больших денег потому, что каждая инъекция обойдется в 400 долларов», — заявила Ниязалиева.

По её словам, химическая кастрация может оказаться «неэффективной», а казнить педофилов нельзя согласно Конституции.

Данияр Тербишалиев, депутат от фракции СДПК, предлагает не только химическую, но и физическую кастрацию педофилов — по его словам, есть препараты, которые могут блокировать последствия химической кастрации.

«Возникает вопрос, почему граждане, почему налогоплательщики должны содержать за свой счет педофилов и насильников наших детей? Почему мы должны тратить огромные средства на содержание этого человека?» — вопрошает депутат.

Депутат Турсунбай Бакир уулу заявил, что «в тюрьме жестокие порядки, более справедливые, чем у нас в открытом обществе», и что «химическая кастрация снизит проблему педофилии», а «окончательно её решит смертная казнь».

«Вот мой коллега правильно сказал, что обсуждение идет. Я посмотрел обсуждение и в соцсетях, в средствах массовой информации, многие выступают за смертную казнь, даже за публичную смертную казнь! Она (химическая кастрация) снизит проблему, но окончательно решит проблему отмена смертной казни», — заявил Бакир уулу.

«Кастрация и смерть — не выход»

Психолог Перизат Асылбаева считает, что единственно возможное наказание для педофилов — пожизненное заключение. Она опасается, что случаи самосуда могут участиться, если насильники будут выходить на свободу.

«Ни химическая, ни физическая кастрация — это не выход в данном случае. Потому что, если даже мы на уровне гормонов заблокируем сексуальное влечение насильника, то как мы заблокируем его фантазии, его воспоминания, его воображение? То есть, если гипотетически представить, что если наркозависимому человеку отрубить руки, то он найдет другой способ удовлетворить свою зависимость», — сказала она.

По словам Асылбаевой, смертная казнь — тоже не выход.

«Мы помним, что в случае Чикатило было много невинных людей расстреляно, пока его вина была доказана. Кто будет нести ответственность за такие ошибки? Кто возьмет на себя такую ответственность?» — вопрошает психолог.

Насилие над двухлетним

Поводом к теме передачи «Ой Ордо» стал случай изнасилования и жестокого избиения 2-летнего мальчика. По предварительным данным следствия, насилие над ребенком совершили его дядя и тетя.

Мальчик был доставлен 11 января в Бишкекскую детскую клиническую больницу с множеством травм, ссадин и тяжелой черепно-мозговой травмой и признаками изнасилования.

Оба родственника были 16 января водворены в СИЗО, они признались в избиении, но отрицают изнасилование — по их словам, они «делали мальчику клизму».

Сейчас ребенок, по словам главы отделения нейрохирургии 3-й детской больницы Минбая Жороева, может дышать самостоятельно, без аппарата искусственного дыхания.

Жороев отметил, что сейчас есть тенденция к улучшению состояния ребенка, однако она медленная.