Изнасилование двухлетнего мальчика в Бишкеке в январе этого года вызвало по всей стране споры о возможности введения смертной казни за подобные преступления. В парламенте и СМИ пылают страсти, но правозащитники говорят, что коррумпированным и непрозрачным судам Кыргызстана не стоит доверять вопросы жизни и смерти.
Оригинал репортажа опубликован на сайте Eurasianet.org.
В ответ на разгоряченные публичные обсуждения, в рамках которых некоторые призывали создать народные дружины, которые бы преследовали и убивали предполагаемых сексуальных хищников, глава правительства Джоомарт Оторбаев 27 января предложил вывешивать портреты насильников на площадях, пишет государственное новостное агентство «Кабар». Он также сказал, что поддерживает применение смертной казни к осужденным за насильственные действия в отношении детей.
Пожалуй, неудивительно, что в стране, где коррупция и плохое госуправление подорвали доверие населения к госчиновникам, некоторые предпочитают брать правосудие в собственные руки. Например, 8 января в селении Соколук вблизи столицы местные жители забили насмерть 43-летнего мужчину, обвиненного в изнасиловании другого живущего в селении мужчины.
Злятся люди и на пользующуюся дурной славой из-за своей непрозрачности судебную систему Кыргызстана.
Два года назад учитель в Оше, втором по численности населения городе Кыргызстана, признался в изнасиловании 9-летнего мальчика. Но затем этому учителю удалось убедить суд, что он психически нездоров, сказал адвокат семьи мальчика Хусанбай Салиев.
«Дело приостановили до окончания принудительного медицинского лечения», — сообщил Салиев EurasiaNet.org.
Как адвокат, так и мать пострадавшего считают, что насильник представил фальшивые медицинские справки о болезни, чтобы избежать наказания.
Утирая слезы, мать мальчика говорит, что напавший на ее сына человек должен быть казнен.
«Я узнала об изнасиловании моего сына, когда он не смог испражниться. Когда я спросило его, что случилось, он ответил, что один из его учителей «засунул свою штуку в меня сзади»», — сказала она EurasiaNet. — Я была в шоке от того, что этот человек сделал с моим сыном, и хотела убить его. … У них [насильников] нет права на жизнь».
Ее адвокат, приводя данное дело в качестве примера ненадежности судов, выступает против введения смертной казни.
«По причине неправомерного отправления правосудия к смерти могут приговорить невинных людей», — сказал он.
В Кыргызстане нет надежных статистический данных по поводу количества случаев насильственных действий в отношении детей, но пристальное внимание СМИ к данному вопросу создает впечатление, что число подобных преступлений растет, сказала Назгуль Турдубекова, глава бишкекского ННО «Лига защитников прав ребенка». Она также добавила, что судьи в Кыргызстане ненадежны и позволяют взяткам определять вердикты и постановления. Кроме того, иногда имеют место и судебные ошибки.
Учитывая, что осенью этого года должны состояться выборы в парламент, кыргызские законодатели особо стараются показать свою чуткость и отзывчивость к беспокоящим народ вопросам. Так 22 января Ыргал Кадыралиева, в основном известная тем, что продвигала законопроект о запрете на выезд из страны девушкам до 23 лет ради «сохранения генофонда», потребовала от парламента введения смертной казни.
В течение следующей недели местное новостное агентство «АКИпресс» провело Интернет-опрос. Из 4702 респондентов 67,4 проголосовали за введение смертной казни за «надругательство и насилие над детьми». За кастрацию насильников выступили 16,2%, а 14,2% проголосовавших считают, что справедливым наказанием является пожизненное заключение.
В 1992-1998 гг., до вступления в силу закона об отмене смертной казни в 1998 году, в Кыргызстане было казнено как минимум шесть человек. Два из этих шести дел включали насильственные действия над детьми. Сейчас по закону за подобные действия предусмотрено от 15 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Полковник милиции в отставке Александр Зеличенко, дающий большое количество консультаций по юридическим вопросам, утверждает, что введение смертной казни не приведет к снижению количества таких преступлений. По его мнению, число подобных случаев не растет; просто их теперь не замалчивают.
На его взгляд, необходимо бороться с другими болезнями общества, приводящими к насилию в отношении детей, такими как алкоголизм.
«Пьяные насилуют своих падчериц и дочерей, — сказал Зеличенко. — Подобное происходит по причине социальной деградации».
Зеличенко добавил, что по причине многочисленных беспорядков на протяжении 23 лет независимости Кыргызстана люди почти не верят в силу закона. Слишком многих считают стоящими над законом, утверждает он.
«Каждый преступник должен знать, что его найдут и накажут. Не обязательно отрезать ему руки или ноги, как многие предлагают. Необходимо обеспечить применение закона в отношении всех без исключения граждан», — заявил он в разговоре с EurasiaNet.org.
Турдубекова из организации «Лига защитников прав ребенка» считает, что дополнительным фактором в данном вопросе является бедность.
«По причине бедности многие покидают страну в поисках работы. Они бросают детей без присмотра или оставляют их на попечение соседей, друзей и родственников», — сказала она EurasiaNet.org, добавив, что дети, оставшиеся без присмотра родителей, с большей вероятностью могут стать жертвами насилия.
Да ладно. Смертная казнь просто повысит ставки взяток, и где гарантии что невиновных не убьют.