Хороший сиквел, плохой фильм — на экраны бишкекских кинотеатров вышел «Духless 2», сюжетный блокбастер, богатый на неактуальные политические упреки.

Абсолютной или хоть в какой-то степени жесткой цензуры в России, кажется, нет. Даже у ангажированных изданий видение политических и социальных процессов определяется скорее самоцензурой, нежели постоянным жестким контролем.

Ведь «Левиафан» был снят (и даже больше — был снят на бюджетные деньги), дело на режиссёра «Тангейзера» аннулировали, а желательные темы сценариев для оказания кинематографистам господдержки выглядят совершенно предсказуемо и скучно, если не считать крымский пункт.

Однако отсутствие плюрализма мнений в российских фильмах — кажется, довольно обыденная их черта. Одно дело — высказывать своё мнение, а другое — искать для его высказывания средства. «Духless 2», к счастью, нашёл.

Впрочем, ожидать от этого сиквела обвинительные высказывания было немного неуместно: первая часть по мотивам одноименной повести Сергея Минаева была полусатирическим медитативным высказыванием о гламурной Москве. Его тревожность скрывалась за толстым слоем нарочито наплевательского отношения к проблемам и сюжетным поворотам, а персонажи прятали подлость своих намерений за богатыми декорами, роскошными девушками и неприлично дорогой выпивкой.

2men

В «Духless 2» ориентиры сместились: вместо пафоса богатой жизни в нём подается более благосклонный взгляд на Москву новых возможностей, а едкая сатира заменена на явные аллюзии, богатые обвинительными нотками в своем голосе. Провести параллели между «Росинновациями» и «Роснано», фильмовым кандидатом Андреевым и реальным кандидатом Навальным (причём оба — в высоких чёрных водолазках) труда не составит.

Коррупция госструктур, перекрытый кислород для любых акций протеста, выпады в сторону того самого крымского вопроса — неожиданно блокбастер-сиквел поднимает именно эти темы, попутно выстрадывая гораздо менее интересные любовную и детективную линии.

Здесь кроется, возможно, главный парадокс «Духless 2»: стоило ли низводить всё до столь «попсового» уровня с понятными, но статично тупыми персонажами, невпечатляющими сценами погонь и сёрфинга и безвкусными пейзажными зарисовками? Расширение круга аудитории картины со столь смелыми высказываниями — естественный плюс, но и чувствующийся потенциал съемочной группы, так и оставшийся неизрасходованным — тоже несомненный минус.

И актуальность этих высказываний тоже остается спорной точкой в оценке фильма. С одной стороны, проблема коррупционных схем в госструктурах — проблема, имеющая место здесь и сейчас, а с другой стороны, на повестке дня темы совершенно иного масштаба. Война и наглость внешнеполитических решений, правительственные перетасовки и смерти оппозиционеров — естественно, всё это остается незатронутым в сиквеле «Духless», но и эффект от фильма на столь мрачном фоне смазывается.

679329

В каком-то плане «Духless 2» похож на «Карточный домик», третий сезон которого полностью вышел 27 февраля. Обе эти истории критикуют собственные страны, и делают это гораздо смелее, чем высказываются в вопросах, выходящих за пределы границ своих государств. Но «Духless 2» — это, конечно, ни разу не антироссийский фильм, и если «Левиафан» в таком еще умудрялись обвинять, то блокбастер с Данилой Козловским действует аккуратнее, никого не провоцируя и действуя в пределах норм упомянутой самоцензуры.

Фильм «Духless 2» режиссёра Романа Прыгунова с Данилой Козловским в главной роли идёт в бишкекских кинотеатрах с 5 марта.